Форум » Диспозиция » Отец Жозеф » Ответить

Отец Жозеф

Жанна де Брэ: Серое преосвященство (c) Юрий Малинин В истории бывают незаурядные и даже выдающиеся личности, деятельность которых на политическом поприще отмечена несомненным талантом, но проходила в тени великих мира сего. К ним относится и ближайший сподвижник кардинала Ришелье отец Жозеф, которого в нашей исторической литературе часто неудачно называют серым кардиналом. Кардинальского сана он не имел и был капуцинским монахом, носившим серую рясу с капюшоном. В западной литературе его именуют серым преосвященством, подразумевая не только цвет его одеяния, но и то место, какое он занимал среди властей предержащих во Франции при кардинале Ришелье. Франсуа Ле Клерк дю Трамбле (1577–1638), принявший имя Жозефа при пострижении в монахи, происходил из весьма знатной и влиятельной семьи. Его отец, Жан Ле Клерк дю Трамбле, принадлежал к чиновному дворянству, дворянству мантии, служил канцлером при дворе младшего сына короля Генриха II и Екатерины Медичи герцога Алансонского, занимал пост президента Парижского парламента (высший королевский суд) и выполнял важные дипломатические поручения французской короны. Мать его Мари Мотье да Ла Файет происходила из родовитой и богатой семьи провинциального дворянства. Получив хорошее гуманистическое образование в Париже и проявив незаурядные способности, он рано проникся сильным религиозным чувством и жаждой борьбы с неверными и еретиками – протестантами. В начале 1599 года он вступил в орден капуцинов, образовавшийся в XVI веке как одна из ветвей францисканского ордена и взявший на себя (как и орден иезуитов) задачу обеспечения торжества католицизма. Став членом ордена, отец Жозеф развил очень активную деятельность по искоренению протестантизма. С этой целью он, в частности, при поддержке папы Павла V создал женский монашеский орден дочерей Св. Креста и основал обитель близ Фонтевро в Пуату, составив для монахинь специальный молитвенник. Но более всего занимала его идея крестового похода против турок. Он был одержим ею и готов был положить все силы на его организацию. Вообще, время этих походов давно прошло. Последняя экспедиция крестоносцев была проведена в 1396 году, и тогда турки близ города Никополя наголову ее разгромили. После этого, хотя призывы к походу звучали не раз (особенно после взятия Константинополя в 1453 году), никто не рисковал отправляться на Восток, и христианский мир перешел к оборонительной тактике, лишь время от времени совершая морские экспедиции против турок. Поэтому отец Жозеф – едва ли не последний рьяный поборник крестового похода, мечтавший освободить и Константинополь, и Святую землю. Поначалу он отправлял на Ближний Восток миссионеров, но затем получил самую активную поддержку со стороны Карла Гонзага, герцога Наварского (в 1627 году он стал также и герцогом Мантуанским), который уже воевал в 1602 году с турками в Венгрии. Герцог взял на себя подготовку армии и флота. Он основал новый духовно-рыцарский орден Воинства Христова (Militia Christiana). А отец Жозеф занялся агитационно-дипломатической работой. По разным странам он рассылал капуцинов с проповедью похода, а сам стал объезжать католических государей, склоняя их принять участие в экспедиции против турок. Он побывал в Италии, Германии, но наибольшие надежды возлагал на Францию и Испанию. Он заручился поддержкой Мадрида, надеялся также на Польшу, на греков и албанцев. Но в 1618 году началась первая общеевропейская война – Тридцатилетняя, и она смешала все планы. Отцу Жозефу, чтобы излить свою ненависть к неверным, осталось только писать антитурецкую латинскую поэму, которую он назвал «Туркиада». В начале XVII века, когда отец Жозеф занимался преимущественно делами своего ордена, организацией миссионерства, созданием нового женского ордена дочерей Св. Креста, он познакомился с Ришелье. Последний не входил тогда в королевский совет, а был только епископом Люсонским и занимался церковными делами. Безусловно, они произвели впечатление друг на друга, иначе невозможно было бы их более позднее сближение. Когда Ришелье в 1624 году вторично был введен в состав королевского совета и довольно быстро (пользуясь полным доверием Людовика XIII) занял там главенствующее положение, он пригласил к себе на службу именно отца Жозефа. Видимо, он знал о дипломатическом опыте капуцина, приобретенном во время подготовки крестового подхода, и поэтому сферой деятельности святого отца стали внешняя политика и дипломатия. Кстати сказать, к услугам монахов-дипломатов прибегали на Западе уже давно, причем не только папы Римские, но и светские государи. В частности, их направляли как послов и одновременно миссионеров в нехристианские страны. В XII веке Папа и французский король Людовик IX Святой посылали свои миссии к монголам в надежде обратить их в христианство и заключить союз против мусульман. Монахов-дипломатов использовали во второй половине XV века правители Испании Фердинанд и Изабелла. Лишенные дворянских понятий о чести и воспитанные в духе смирения и повиновения, монахи, как кажется, обладали особой способностью проникать в души и убеждать. Орден же капуцинов, как и орден иезуитов, для того и создавался, чтобы вести борьбу с протестантизмом – прежде всего силой внушения, убеждения. Главным объектом их деятельности были сильные мира сего, облеченные той или иной властью. Ришелье, конечно, хорошо знал об этих способностях монахов и, что важно, – он мог в полной мере надеяться на верность себе духовных лиц, тогда как дворяне, особенно знать, постоянно интриговали против него. Поэтому он весьма широко использовал представителей церкви на государственной службе. Епископам он даже поручал управление войсками. На дипломатическую службу привлекались и другие капуцины, не только отец Жозеф. Иезуиты, в отличие от капуцинов, не внушали кардиналу доверия, поскольку были слишком сильным независимым орденом, ориентировавшимся на главного врага Франции – Испанию. Как писал один из итальянских дипломатов, «говорят, что когда кардинал Ришелье хочет провернуть какое-нибудь дельце (чтобы не сказать обман), он всегда использует людей благочестивых и набожных». Эти слова были сказаны итальянцем, когда он по служебным делам столкнулся с отцом Жозефом. О различных дипломатических переговорах отца Жозефа известно очень мало, что неудивительно – они ведь не протоколировались, и мы знаем в лучшем случае их результаты. Первые важные переговоры, которые он провел по поручению Ришелье вскоре после того, как тот пригласил его на свою службу, были переговоры в Северной Италии с итальянскими государствами и Испанией, владевшей Миланским герцогством. Не вдаваясь в детали сложной политической игры, которая там велась, отметим, что Ришелье добивался контроля над альпийскими перевалами и, соответственно, над теми североитальянскими землями, где они пролегали. Переговоры завершились для Франции в общем успешно благодаря, надо полагать, искусству отца Жозефа, а также тому, что готовившаяся воевать с Голландией, не хотела осложнять отношения с Францией. В своих мемуарах Ришелье выражает полное удовлетворение итогом переговоров и, вероятно, работой отца Жозефа, хотя и не упоминает его имени. Но именно его Ришелье в 1630 году отправляет в империю на Регенсбургский рейхстаг, созванный императором Фердинандом II. Целью Ришелье было максимально ослабить императора, добившегося к 30 году чрезвычайного успеха в Тридцатилетней войне благодаря победам своего полководца Валленштейна. К императору был отправлен официальный посол, при котором состоял отец Жозеф, и ему-то Ришелье, несомненно, дал все необходимые инструкции и наставления. Собирая рейхстаг, император, в частности, очень хотел добиться от курфюрстов, князей-выборщиков, избрания его сына Римским королем, после чего тот становился законным наследником императорского престола. И несомненно, что одним из наставлений, данных Ришелье своему агенту-капуцину, было всеми силами помешать этому избранию. Поручение кардинала было успешно выполнено. Избрание не состоялось, ибо шесть курфюрстов из семи были против. Император по этому поводу якобы сказал, что «нищий капуцин со своими четками его разоружил и что в свой тощий капюшон он сумел запихнуть шесть курфюршьих шляп». При всей своей преданности кардиналу отец Жозеф во внешней политике мог иметь точку зрения, которую он мог прямо высказывать своему господину. Он был более убежденным католиком и противником протестантизма, нежели сам кардинал, и потому сильнее склонялся к союзу с Испанией и папством. Это особенно явно проявилось, когда вступивший в Тридцатилетнюю войну в 1630 году шведский король Густав-Адольф предложил своему союзнику Ришелье захватить расположенные на западных рубежах Франции испанские владения Фраш-Конте, Артуа и другие в обмен на его согласие, что Швеция захватит епископства Трирское, Майнцкое и Кельнское в Германии. Предложение было очень соблазнительное, и Ришелье был склонен его принять, но передача Швеции епископств означала бы проведение там реформации, и именно против этого выступил отец Жозеф. По этому поводу они якобы даже разругались с кардиналом, и капуцин позволил себе обозвать любимого господина «мокрой курицей». И характерно, что Ришелье, поразмыслив ночью, утром склонился к мнению доверенного человека и отказался от предложения Густава-Адольфа. Но когда позднее война с Испанией все же разразилась, отец Жозеф проникся патриотическими чувствами, желая победы французскому оружию, забывая при этом о христианских чувствах любви и милосердия. Однажды, когда он в качестве неофициального эмиссара кардинала находился в районе боевых действий и служил мессу, к нему подошел капитан, командующий одним из военных отрядов, и спросил о дальнейших распоряжениях. Этот слуга божий, не прерывая службы, спокойно бросил фразу: – А убивайте всех. Такую же непримиримость он проявлял и к внутренним врагам – протестантам и либертинам, а также к политическим противникам своего господина. Как замечают некоторые исследователи, он был, наверное, единственным во Франции человеком, который испытывал к Ришелье чувство любви. И кардинал платил ему тем же. Когда отец Жозеф умер в 1638 году, Ришелье якобы произнес: – Я лишился моего утешения, моей единственной помощи и поддержки, самого доверенного человека. На смену отцу Жозефу Ришелье призвал кардинала Мазарини, который позднее занял место самого Ришелье. Отец Жозеф давно уже стал символической фигурой, и понятия «серое преосвященство» или «серый кардинал» употребляют для обозначения лица, которое, оставаясь за кулисами, как кукольник за ширмой, заправляет важными делами. Но у каждого серого кардинала непременно должен быть красный кардинал, официально облеченный большой властью, коей он наделяет по своему усмотрению доверенных людей. И эти красные кардиналы нуждаются в серых, которым можно поручить секретные и неблаговидные дела и которых при необходимости можно дезавуировать, сохраняя лицо. Кстати, Ришелье, бывало, дезавуировал своих послов, при которых состоял отец Жозеф, но доверия к последнему никогда не утрачивал. Таким образом, можно сказать, что серое преосвященство – почти необходимый персонаж всякой организованной абсолютной власти.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Dominique: Очень рекомендую также биографию Отца Жозефа пера Олдоса Хаксли: Aldous Huxley, Grey EminenceВо-первых, это очень подробная биография, которую хоть где-то еще можно найти (хоть она и не основана на самостоятельном изучении источников), а во-вторых, очень интересный анализ как человеческой души, так и мистицизма. Стоит читать также и из-за самого Хаксли, который, кстати, написал еще одну книгу, посвященную нашей эпохе, The Devils of Loudun, о деле Урбена Грандье). Не знаю, переводились ли эти книги на русский.

Людовик XIII: Dominique Переводились. "Серое Преосвященство" выходило в 2000 году, "Луденские бесы" - немного позже. Честно говоря, более нелицеприятного анализа Ришелье я не встречал. Хаксли как будто испытывает к нему личную ненависть, смакуя всевозможные физиологические подробности. И при этом он очень уважительно относится к отцу Жозефу, это верно.

Dominique: Людовик XIII К моему величайшему сожалению, Ваше Величество, поскольку я сейчас не дома, я не могу пересмотреть обе эти книги на предмет нелицеприятности, но я не припомню, чтобы у меня создалось впечатление какой-то особой предвзятости Хаксли. Может, потому что обсуждение состояния здоровья Ришелье стало чуть ли неотъемлемой частью его биографий? Во всяком случае, на настоящий момент в этом вопросе я бы отдал пальму первенства Блюшу (вышло в ЖЗЛ) – никогда ранее не встречал такого желания все низвести к посредственности. Хотя наверно, это не личное...


Сесиль де Венсен: Людовик XIII пишет: Хаксли как будто испытывает к нему личную ненависть, смакуя всевозможные физиологические подробности. Да про Ришелье всё время слухи пускали в этом плане.Хаксли просто их собрал и изложил.А во время Мазарини вообще слух ходил, что Ришелье-гермафродит.

Людовик XIII: Dominique Блюш - продукт своего времени. Сейчас в исторической науке, вернее, в ее агиографическом :-) аспекте, царит желание все рассматривать через призму повседневности, считая талант чем-то не стоящим внимания, скорее, удачным стечением обстоятельств, но не более. Хотя Блюш, ИМХО, еще вполне держится в рамках "приличия" . Что касается Хаксли, то я имел в виду не столько обсуждение состояния здоровья Ришелье (которое О.Х. ставит кардиналу чуть ли не в вину, желая вызвать у читателя отвращение), но и всякие выражения типа "убогий церковник" и т.п. Я имею в виду его оценку моральных качеств Ришелье. Вероятно, это мое восприятие текста, но ничего не могу с собой поделать: при том, что в последнее время (да и не только) ругать государственных деятелей прошлого вошло в привычку и даже стало хорошим тоном, книги Хаксли, вернее, некоторые пассажи из оных, показались мне даже чересчур резкими.

Сесиль де Венсен: Людовик XIII пишет: Вероятно, это мое восприятие текста, но ничего не могу с собой поделать: при том, что в последнее время (да и не только) ругать государственных деятелей прошлого вошло в привычку и даже стало хорошим тоном А жалко.Сейчас в первую очередь пишут не о том, кто что совершил, а обо всяких подробностях личной жизни искомой личности.Вам, катати, ой как досталось!

Людовик XIII: Сесиль де Венсен Да про Ришелье всё время слухи пускали в этом плане.Хаксли просто их собрал и изложил. Не совсем, сударыня. "Просто слухи" собрал и изложил Таллеман де Рео, а Хаксли... мне даже сложно верно определить его отношение... словно злопыхает - т.е. отрицать какие-то великие достижения министра он не может, но все равно, чувствуется, что Ришелье ему не нравится Хотя месье Dominique со мной не согласен, что, впрочем, справедливо: повторюсь, это сугубо мое личное восприятие книги Хаксли.

Сесиль де Венсен: Людовик XIII пишет: Хотя месье Dominique со мной не согласен, что, впрочем, справедливо: повторюсь, это сугубо мое личное восприятие книги Хаксли. Доминик имеет право на своё мнение, да и Вы тоже.А вот я ,например, вообще не читала ни одной научной книги об эпохе Ришелье!

Людовик XIII: Сесиль де Венсен Вам, катати, ой как досталось! *мрачно* Я знаю. Видимо, потому, что авторы биографий больше предпочитают ссылаться на все того же Таллемана, а не на документы эпохи. Хотя Пьер Шевалье и Эндрю Ллойд Мут написали очень хорошие биографии Людовика XIII, со страниц которых смотрит совершенно иная личность, чем мы привыкли думать. Честно говоря, я сомневаюсь, что этот король был безвольным дурачком, склонным исключительно к жестокости и меланхолии. ИМХО, утверждать это значит преуменьшать достоинства не только Людовика, но и Ришелье, который искренне уважал своего господина.

Сесиль де Венсен: Людовик XIII пишет: Я знаю. Видимо, потому, что авторы биографий больше предпочитают ссылаться на все того же Таллемана, а не на документы эпохи. Хотя Пьер Шевалье и Эндрю Ллойд Мут написали очень хорошие биографии Людовика XIII, со страниц которых смотрит совершенно иная личность, чем мы привыкли думать. Не знаю я, какие там были документы эпохи, но про Людовика если пишут в популярных изданиях, то опять-таки не в лучшем свете.В интернете тоже информация третьесортная попадается.Меня окончательно добило длинное рассуждение, болел ли Людовик геморроем!Тупость написали, ещё и смакуют.

Людовик XIII: Сесиль де Венсен Не знаю я, какие там были документы эпохи, но про Людовика если пишут в популярных изданиях, то опять-таки не в лучшем свете. Сударыня, именно поэтому я написал, что авторы биографий должны более тщательно отбирать материал для своих работ - чтобы читатели имели более объективное представление о предмете обсуждения. Геморроем страдал Ришелье, это факт. А Людовик болел туберкулезом и кишечными абсцессами.

Francois: Людовик XIII "Просто слухи" собрал и изложил Таллеман де Рео, а Хаксли... мне даже сложно верно определить его отношение... словно злопыхает - т.е. отрицать какие-то великие достижения министра он не может, но все равно, чувствуется, что Ришелье ему не нравится Никогда не доверял этому сплетнику. И его современники тоже не видели в нём большего. Он интересен лишь тем, кто любит пикантные слухи, их полно в его мемуарах. Об их достоверности даже и говорить не приходится. Он стремился выделиться хоть как, хоть чем. А это можно, либо достигнув чего-то самостоятельно, либо свалив с пьедестала кого-то, кто достиг. Надеюсь, я не очень замудренно высказался?

Dominique: Сесиль де Венсен, Людовик XIII, Francois Как я уже сказал, к сожалению, я не могу сейчас свериться с текстом, но как только я вернусь домой, я это сделаю. Позвольте мне подчеркнуть, что все, что я сказал выше, это воспроизведение восприятия по памяти, а не мнение (на которое, конечно же, каждый имеет право, даже если он(а) ошибается). Свое мнение у меня появится, когда я посмотрю на тексты. Если Ваше Величество облегчит мне задачу, указав где смотреть (примерно), то мне было бы очень интересно проверить, до какой степени расходятся исходник и перевод (хотя, с другой стороны, знаю за собой, что я куда сильнее реагирую на эмоциональные коннотации русского языка, так что вполне может быть, что, читай я Хаксли по-русски, я бы с Вами согласился). Но в общем и целом, у меня сложилось такое впечатление, что относительно недавнее изменение восприятия Людовика напрямую связано с переоценкой также и Ришелье – иными словами, все с тем же «желанием все рассматривать через призму повседневности» – не в обиду Вам, сир, будет сказано. Поспешу добавить, что полностью согласен с Вашей оценкой Людовика. Если честно, то я не верю, что «человек рожденный от женщины» может быть объективен, а требовать объективности в истории, где научный метод неприменим в принципе, по-моему, сравнимо с моральными требованиями Хаксли к политикам – желательно, но неосуществимо. (Последнее с учетом того, что Хаксли построил свою биографию Отца Жозефа как в некотором роде назидательное произведение, c «моралью» в конце. Кстати, в «Луденских бесах» у меня тоже было ощущение его неприязни к Ришелье.) Что до Таллемана де Рео, то по-моему, как источник слухов и мнений своего времени он непревзойден, и какая-то часть этих сплетен подтверждается другими авторами. А все остальное сводиться к тому, насколько высоко следует оценивать сплетни. Безусловно, в них есть доля правды, но какая доля – неизвестно. И последнее – в нет, как и в журналистику, как правило, попадает то, что там хочет видеть публика. Отсюда и сенсациональность. В наши дни, по моему более чем скромному мнению, интерес читателя лежит более в скандальной плоскости... как вы все уже отметили. Я бы очень осторожно относился к тому, что можно найти в интернете.

Сесиль де Венсен: Франсуа пишет: Надеюсь, я не очень замудренно высказался? Нет, всё понятно, сударь!

Сесиль де Венсен: Доминик пишет: И последнее – в нет, как и в журналистику, как правило, попадает то, что там хочет видеть публика. Отсюда и сенсациональность. В наши дни, по моему более чем скромному мнению, интерес читателя лежит более в скандальной плоскости... как вы все уже отметили. Я бы очень осторожно относился к тому, что можно найти в интернете. Месье Доминик, я поняла, к кому обращены эти слова, и признаю, что Вы правы.Сейчас в самом деле за сенсациями гонятся все, а за исторической достоверностью-редко кто.Про Интернет могу сказать то же самое.

Сесиль де Венсен: Геморроем страдал Ришелье, это факт. А Людовик болел туберкулезом и кишечными абсцессами. Болезни-от характеров.Хотя насчёт Ришелье: что-то многие известные Девы этой неприличной болезнью страдают...

Людовик XIII: Dominique Если Ваше Величество облегчит мне задачу, указав где смотреть (примерно), то мне было бы очень интересно проверить, до какой степени расходятся исходник и перевод К сожалению, эта книга сейчас отсутствует в моей домашней библиотеке. Сесиль де Венсен Ну почему же неприличной? Она от сидячего образа жизни, что неизбежно при такой работе, а не от плотских удовольствий...

Сесиль де Венсен: Людовик XIII пишет: Ну почему же неприличной? Она от сидячего образа жизни, что неизбежно при такой работе, а не от плотских удовольствий... Ваше Величество, но не зря многие этот недуг скрывают.

Dominique: Поскольку я вернулся домой и снова получил доступ к своей библиотеке, я выполняю свое обещание. Я посмотрел на все (или во всяком случае, указанные в предметном указателе) страницы «Серого Преосвященства», где Хаксли упоминает Ришелье, и у меня не сложилось впечатления какой-то особой предвзятости. В двух местах Хаксли не особо доброжелателен (когда он обвиняет Ришелье в жадности и когда он проезжается по поводу геморроя и святого Фиакра), но в обоих случаях у меня нет ощущения, что это вызвано какой-то личной неприязнью. Но может быть, моя оценка еще и окрашена тем фактом, что мы с Хаксли расходимся в моральных критериях, а потому не все то, что он воспринимает как недостаток, я воспринимаю так же. Так что теперь у меня есть свое мнение на эту тему...

Ришелье: Dominique Dominique пишет: Так что теперь у меня есть свое мнение на эту тему... Мне кажется, что со временем нам всем остаётся лишь найти свою точку зрения. Поскольку никто из нас не жил тогда, да и сами историки тоже, то сказать наверняка невозможно. Даже о современниках ходит столько слухов и домыслов. Просто, кто как относится к нашим деятелям, так, видимо, и пишет.

Dominique: Ришелье Боюсь, что Вы меня неправильно поняли, монсеньер. Я имел в виду лишь то, что ранее я не мог составить себе мнения по поводу «Серого Преосвященства» из-за недостатка данных, а теперь могу. А мнение о Вашем Высокопреосвященстве у меня уже давно есть...

Коррадо ди Сант-Анна: После нескольких лет смуты, связанной с малолетством Людовика XIII, власть во Франции взял в свои крепкие руки кардинал Ришелье, первый министр (1624- 1642). Основой его дипломатии был поиск так называемых "естественных границ" Франции (за счет территории Германии, до Рейна) и сохранение политического равновесия. Ярыми врагами Франции и Ришелье были Габсбурги, рассчитывавшие восстановить свою власть над Германией. Чтобы этого не произошло, Ришелье проводил традиционную политику Франции, поддерживая протестантских князей против католика императора Священной Римской империи Фердинанда II. В то же время Ришелье не прекращал преследования французских протестантов. Правой рукой в сложных политических интригах всесильного кардинала был монах-капуцин отец Жозеф по прозвищу Серое преосвященство. Ришелье лучше других понимал, что поражение протестантов в войне (Тридцатилетняя война), которая с 1618г. раздирала Германию, приведет к резкому усилению династии Габсбургов и Вене. По его поручению отец Жозеф объехал Европу в попытке создать альянс католических сил против Австрии. Однако ему не удалось главное - привлечь на свою сторону Максимилиана Баварского, самого могущественного из германских курфюрстов. Тогда Жозеф решается на рискованный шаг: он убеждает Ришелье искать союза не только с католическими, но и с протестантскими государствами, причем срочно, так как с выходом из войны Дании поражение германского протестантизма становится совершенно очевидным. Настроения немецких князей, которых волновали не столько религиозные вопросы, сколько собственные независимость и привилегии, были на руку Ри-шелье. Реальную опасность для них представлял не столько император, сколько быстро набирающий авторитет главнокомандующий имперских войск, герцог Фридландский и Меклеибургский Альбрехт фон Валленштейн. Этот человек, разбогатевший в результате женитьбы, мог позволить себе содержать собственное войско. Своими победами император был обязан успешным действиям именно личной армии Валленштейна, Поэтому всякий, кто пожелал бы ослабить абсолютную власть Габсбургов, должен был в первую очередь исключить из игры Валленштейна. Для этой цели Ришелье направил в Германию отца Жозефа. Тот должен любыми способами подогреть недовольство немецких курфюрстов. Особый расчет был сделан на предстоящий съезд германских курфюрстов в Регенсбурге. Характерно, что орден капуцинов освободил отца Жозефа от всех обетов на время, которое потребуется для исполнения его миссии, однако святой отец настоял на том, чтобы ему все же было позволено носить рясу и сандалии. В июле 1630г. в Меммингене произошла встреча представителя французского короля с главнокомандующим империи Габсбургов, Возможно, во время этой беседы и была предрешена дальнейшая судьба Валленштейна. О конкретном содержании разговора достоверных сведений не сохранилось, но можно с большой степенью вероятности предположить, что Валленштейн был излишне откровенен перед священником и открыл ему нечто такое, о чем следовало бы умолчать. Скорее всего, он поделился своими сокровенными намерениями основать на территории империи собственное суверенное княжество. Биограф отца Жозефа и его современник Пер Анж де Мортанье свидетельствует в своих позднейших записках, что святой oien, с крайней осторожностью обсуждал с Валленштейном его планы и отвечал на вопросы весьма уклончиво. Чтобы расположить к себе главнокомандующего и не вызвать каких-либо подозрений, отец Жозеф посвятил его в якобы секретные планы Франции и сообщил о тайной подютовке похода в Палестину для освобождения "Гроба Господня". Это был, разумеется, куда менее важный секрет, нежели смелый план самого Валленштейна. 25 июля французская миссия из Ульма добралась по Дунаю до Регенсбурга. Отец Жозеф получает аудиенцию у императора Фердинанда II. Он прилагает весь свой талант проповедника, чтобы опровергнуть слухи о происках Ришелье против Габсбургов. Затем святой отец как бы между прочим упоминает о своем разговоре с Валленштейном и о его доверительном признании. Слова Жозефа не остались незамеченными императором. Точно такой же тактики отец Жозеф придерживался и при посещении курфюрстов. В результате они обратились к императору с жалобой на главнокомандующего. ВалленштеЙну вменялось в вину множество прегрешений: и что он содержит чересчур пышный и расточительный двор, и попустительство к безобразным выходкам, которые позволяют себе его солдаты, и бессовестные вымогательства огромных денежных сумм, которые главнокомандующий якобы хранит в иностранных банках. Князья не останавливаются даже перед прямой угрозой: они заявляют, что готовы на союз с католической лигой Франции, если император не пойдет навстречу их пожеланиям. Они принуждают Фердинанда принять их условия: во-первых, воздерживаться от любого вмешательства в дела курфюрстов, и, во-вторых, для объявления войны он непременно обязан заручиться их всеобщим согласием. Имперский совет рассматривает требования курфюрстов, вместо того чтобы подтянуть войска Валленштейна к Регенсбургу и с помощью силы оказать давление на курфюрстов. Император уступает князьям и подписывает приказ об отставке герцога Валленштейна с поста главнокомандующего. Он отдает распоряжение также о сокращении численности его армии до 30 тыс. человек. Тайная миссия отца Жозефа, таким образом, завершилась успешно: противник ослаблен. Однако, когда в 1631 г. шведский король Густав II Адольф в союзе с временно объединившимися немецкими протестантскими князьями захватил Мюнхен и угрожал самой Вене, Фердинанд вынужден был вновь призвать Валленштейна и поручить ему верховное командование. В том же году, пытаясь застраховать от провала свою собственную политическую линию, Валленштейн вступил в переговоры со шведами. Большинство современных историков едины в том мнении, что Валленштейн и не думал об измене своему императору. В его намерения, по всей вероятности, входило только поставить Фердинанда перед свершившимся фактом - заключением перемирия, за которым должен был последовать почетный мирный договор. Впрочем, и это уже означало соглашение с врагом за спиной собственного государя. У Валленштейна был свой план всеобщего замирения Согласно этому плану протестантские немецкие князья должны были расторгнуть союз с Густавом Адольфом и присоединиться к силам Валленштейна, Это должно было, по его мнению, способствовать одной цели - установлению стабильного мира в Священной Римской империи при полной свободе вероисповедания, если удастся, в союзе с императором, если же нет - в союзе против него. Как опытный полководец, Валленштейн умело использовал возможности военной разведки и всегда был отлично информирован о действиях противника, о его планах и передвижениях. Поэтому герцог, будучи заранее осведомленным о намерениях шведов, победоносно отразил наступление шведского короля под Нюрнбергом, после чего шведы отступили из Франконии. В битве под Лютценом шведы хотя и одержали победу, но тем не менее понесли невосполнимую потерю: на поле боя погиб король Густав II Адольф, их предводитель, и протестанты на время лишились как военного, так и общеполитического лидера. м Через год, в ноябре 1633 г., Валленштейн позволил себе ослушаться высочайшего приказа, отказавшись прийти на помощь курфюрсту Баварии. Партия врагов герцога Валленштейна при венском дворе вместе с негодующим баварским курфюрстом воспользовалась проступком имперского главнокомандующего. Герцога обвинили в измене, а от императора вновь потребовали убрать своевольного военачальника. Однако два заговора против Валленштейна провалились. Предупрежденный об опасности, он стал действовать особенно осмотрительно. Счастье улыбнулось противникам т герцога, когда удалось перехватить курьера Валленштейна. Под пытками курьер признался в связях главнокомандующего со шведским двором. На основании этого признания император уже во второй раз подписал декрет о смещении герцога Валленштейна с поста главнокомандую" Однако ни у кого из подчиненных императора не хватало мужества выпол-нить приказ Валленштейн, оказавший неоценимую услугу императорскому дому Габсбургов и фактически спасший их от гибели, теперь вступает в секретные переговоры со всеми потенциальными противниками Габсбургов Он предлагает союз и шведам, и французам, но безуспешно ему опасаются доверять. Высочайшим декретом от 22 февраля 1634г. герцог Валленштейн объявляется государственным изменником. Все офицеры, таким образом, теперь не обязаны подчиняться его командам. Декрету сопутствует секретное распоряжение взять Валленштейна живым или мертвым. Спустя два дня Валленштейн вместе с ближайшими сторонниками пал от рук подосланных в его лагерь шотландских драгунов, ярых католиков. Так закончилась шпионская акция, начатая Ришелье.



полная версия страницы