Форум » Диспозиция » Мебель - стиль Людовика XIII » Ответить

Мебель - стиль Людовика XIII

Айлин Таундсенд: Хотя многие французские декоративные стили принято называть именами Людовиков, даты жизни и правления монархов не всегда обозначают границы стиля. Людовик XIII (Louis XIII), оставался на троне с 1610 по 1643 гг., а стиль носящий его имя французские искусствоведы склонны определять с 1589 по 1661 гг. Характеристика стиля Людовика XIII: Мебель геометрических форм, массивная, выполнена из дуба, ореха, сосны, грушевого или красного дерева. Токарная техника позволяла производить фигурные детали, вроде витых ножек. Кровати кубической формы с балдахином и шторами. Столы невысокие с квадратными или прямоугольными столешницами, украшенными с четырех сторон по бордюру. Получает развитие письменное бюро с ящиками. Шкафы окладистые, фасады декорированы резными деталями геометрических форм. Как распознать французскую мебель стиля Людовика XIII: Ножки мебели витые с перекладиной в форме H Стулья с высокой спинкой и подлокотниками Табуреты высотой 25-50 см Стулья и табуреты обиты гобеленовыми тканями

Ответов - 6

Айлин Таундсенд: Вот еще интересная информация о мебели http://www.paoli.ru/svedeniya/infopaoli/id18

Belle Fleur: По следам дискуссии о размещении труппы в трактире задумалась о том, на чем же спали актеры и другие представители третьего сословия. Покопалась в интересной книжке: вот ссылка для скачивания и чтения Roger de Felice “French Furniture in the middle ages and under Louis XIII” (В конце книги – множество иллюстраций, но вся мебель там, за редким исключением - из интерьеров богатых домов или дворцов.) Роджер Де Феличе пишет, что вплоть до XVII века мебели было крайне мало, и даже богатые сеньоры имели в своем распоряжении только один комплект обстановки. Королевская обстановка делилась на «летнюю» и «зимнюю», и в зависимости от того, куда монарх направлялся на Пасху (весна) или День Всех Святых (поздняя осень) – необходимые предметы интерьера перевозили туда. В 1649 году, во время событий Фронды, королевский двор срочно выехал в Сен-Жермен и оказался в пустом дворце. Mme. de Motteville зафиксировала в своих мемуарах, что королеве пришлось спать в маленькой кроватке, которую кардинал сумел раздобыть для нее за несколько дней до прибытия. Людовик XIV стал первым королем, полностью обставившим и укомплектовавшим мебелью все свои дворцы. Кровати же преимущественно были двух видов: 1. Широкая, с четырьмя столбиками и балдахином – то, что у англичан называется “four-poster bed” - все наверняка представляют, как она выглядит. 2. И та, что Пьеро назвал в обсуждении «узкой» http://www.fourposterbeds-carved.co.uk/new-additions/tudor-style-bed.htm Слуги и простолюдины спали либо на полу (видимо, подстилая соломки), либо на ларях или длинных и широких сундуках, внутрь которых днем убирались постельные принадлежности.

Dominique: Слуги еще часто спали на низенькой кровати, которая выдвигалась из-под хозяйской (trundle/truckle bed): Еще здесь: http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com/~fordingtondorset/Files/Glossarybeds.html


Dominique: Для фургона: складные стулья: XVI век XIII век

Belle Fleur: Жан Фавье об интерьере XVI века: «Наиболее роскошным приобретением среднего «хозяина», каковым являлся Николя де Байе, были ковры для зимы: три ворсистых ковра, на одном из которых были изображены белые звезды, а другой, красный, был весь усеян желтыми звездами. Две стены его дома украшали гобелены, на одном из которых была изображена «история Беатрисы, дочери царя Тира», а на другом, поношенном, — страсти Христовы и Вознесение» ШПАЛЕРЫ История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. С искусством выработки безворсовых ковров европейцы познакомились также через арабскую Испанию. Если в Египте и доколумбовой Америке произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, чаще всего служили украшением (костюма, жилища), то в средневековой Европе шпалера стала изделием декоративно-монументальным. На юге Европы стены покрывали росписями, на севере шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и выполняли чисто утилитарную функцию, сохраняя тепло, защищая от сквозняков. Шпалерами обивали стены, из них также выполнялись пологи для кроватей, ими, как перегородками, разделялись большие помещения. Их брали даже в военные походы, где использовали при возведении шатров знати. Средневековая европейская шпалера — изделие крупноформатное, длина которого намного превосходит его высоту Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке. Отдельные её мотивы (изображения фантастических животных) схожи с мотивами византийских тканей IX—X веков. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма, условность фигур персонажей, различия в их размерах, продиктованные средневековой иерархией. Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон без перспективной глубины, отсутствует детализация, фигуры персонажей несколько угловаты. Основные мотивы: узоры, растительный орнамент, позаимствованные из книжной миниатюры и у восточных и итальянских тканей, причём орнамент украшал все элементы изображения; геральдические знаки; основные цвета — красный и синий. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр, что делало рисунок шпалер грубоватым, упрощённым. Популярностью пользовались библейские и исторические сюжеты. Одним из основных заказчиков первых шпалер была церковь. Самые ранние европейские безворсовые ковры происходят из Германии. Их вырабатывали мастера, жившие в домах знати, странствующие ткачи или ремесленники в небольших мастерских, в том числе при монастырях. Ткачи обходились без услуг художников-картоньеров, каждая работа, полностью выполненная одним или несколькими мастерами, сохраняет неповторимые черты индивидуального стиля. Особенность ранних шпалер — чёрный или цветной контур, обрамляющий детали. Складки одеяний, цветовые переходы передавались с помощью такого приёма ручного ткачества, как штриховка (растяжка) тонкими полосками, когда в полотне нити утка одного цвета тонкими штрихами входят в область другого, создавая за счёт оптического смешения третий цвет. В конце XIV века шпалерное ткачество стало значительной отраслью ремесленного производства. Ковры широко используются не только при создании интерьера, но и в оформлении городов во время религиозных процессий, рыцарских турниров, праздников. Появились первые крупные мануфактуры, где вместе с красильщиками, художниками и ткачами работают картоньеры, которые переводят эскиз на картон, соответствующий размеру будущей шпалеры. Ткач зачастую брал на себя функции и красильщика, и художника, подкрашивая шерсть, чтобы добиться нужного тона, изменяя колористическое решение шпалеры, а иногда и её композицию. В XV веке производство французских шпалер из-за Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь во второй половине столетия появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (фр. mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном, синем или красном фоне, по декоративной кайме, обрамляющей шпалеру, рассыпано множество мелких цветочков, букетиков, ягод, часто изображённых с ботанической точностью. Нередко к растениям добавляются мелкие животные. Сюжеты для этих шпалер выбирались самые разнообразные: античные мифы, библейские истории, аллегории, сцены из жизни, литературные мотивы. Существует предположение, что мильфлёры появились под влиянием давнего обычая, бытовавшего во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела Христова украшался тканями со множеством прикреплённых к ним живых цветов. Один из самых знаменитых «мильфлёров» — цикл из шести шпалер «Дама с единорогом», созданный в Турени (в настоящее время хранится в Музее Клюни, Париж). Аллегорические композиции, несущие в себе символику, которая может быть истолкована по-разному, разворачиваются на условном тёмно-голубом овальном острове, выделяющемся на розово-красном фоне. И остров, и фон шпалеры усеяны множеством мелких цветов. К концу XV века Фландрия, где производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала главным центром художественного ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков. Фламандские шпалеры производились в огромном количестве, прежде всего, в таких центрах ткачества, как Брюгге и Антверпен. Наряду с Парижем центром шпалерного ткачества в XIV веке стал Аррас. Для изделий аррасских мастеров характерны ярко выраженная декоративность, использование цветовых контрастов, метафорические сюжеты, отсутствие деталей повседневной жизни. Ткачи из Арраса вводили в ткань шпалер так называемое «кипрское золото» — кручёный лён или шёлк, обвитый сплющенной золотой или серебряной проволокой. Включение нитей из драгоценных металлов в ткань встречается уже в бронзовом веке. На Востоке также вырабатывались ткани с добавлением золотых и серебряных нитей «Очевидно, что не в Аррасе изобрели такого рода украшение, состоящее в том, чтобы соединять золотые и серебряные нити с шёлком; но однако давайте констатируем, что в Аррасе настолько изменили эту систему, так же как и общую систему ткачества шпалер, что в действительности было создано что-то новое». Э. ван Дривал. Расцвет шпалерного ткачества в Аррасе пришёлся на времена правления герцогов Бургундских, а завершился в 1477 году, когда Людовик XI разорил город, и многие мастера перебрались во Фландрию. Начиная с XIV века крупным центром по производству шпалер стал Брюссель. В Брюсселе было положено начало выполнению ковров по картинам знаменитых художников. Отличительные черты брюссельских шпалер: сложные многофигурные композиции, где действующие лица заполняют всё поле ковра; определённый стиль в изображении лиц и одежды персонажей, облачённых исключительно в костюмы, соответствующие моде того времени; обязательные травы и цветы на переднем плане. Очень популярны были аллегорические сюжеты, античные и библейские темы. Бордюр ковров — узкий, обыкновенно украшен изображениями плодов и цветов. В XVI веке брюссельские ткачи работали пряжей, окрашенной в 20—30 тонов, к шерсти добавлялись шёлк, золотые и серебряные нити. Один из известнейших циклов шпалер (9 ковров, ок. 1520), созданных в Брюсселе, — «Давид и Вирсавия». Фландрские ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткацкий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Во Франции, Голландии и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Фон шпалер, ранее гладкий или орнаментальный, к концу XV века постепенно становится пейзажным. Позднее появляются шпалеры, где главной темой становится изображение природы. Первые вердюры (фр. verdure — листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Построение пейзажа вердюры выполнено по тому же принципу, что и кулисный пейзаж в живописи. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, они сменялись более светлыми зелёными на втором плане, а для дальнего третьего использовался бледно-голубой. Выполненный со вниманием к мельчайшим деталям гармоничный пейзаж дополнялся изображением реальных и фантастических животных, иногда вступающих в схватку. Часто эти сцены имели геральдический смысл. Одним из центров производства вердюр в XVII веке стал фламандский город Ауденарде. Вердюры из Ауденарде отличаются особым колоритом, где господствуют зелёные и коричневые тона, дополненные сине-зелёными и желтовато-кремовыми оттенками; из животных наиболее часто изображены фазаны, цапли, олени, петухи и павлины; из растений — дубы, маки, клёны. Материал для ауденардских шпалер, в отличие, например, от брюссельских, был менее качественный, но грубоватая фактура придаёт им особое очарование[. В Брюсселе одним из первых мастеров вердюры стал представитель знаменитого семейства ткачей Паннемакеров — Виллем. Он работал окрашенным в разнообразные цвета шёлком, активно использовал в своих произведениях золотые и серебряные нити. Замечательные образцы шпалер-вердюр были созданы во Фландрии в середине XVI века для королевского дворца на Вавеле. Комплекс шпалер, заказанных королём Сигизмундом Августом во Фландрии (Брюссель), выполнен по картонам Виллема Тонса и Михаэля Кокси, работы над ним начались в 20-е годы XVI века. Полный комплект состоял из трёхсот пятидесяти шести шпалер. Особенность этого ансамбля в том, что он создавался специально для определённых помещений, каждому изделию было строго отведено его место в интерьере. В то время в моду вошла так называемая «шпалерная развеска», когда вся стена скрывалась под коврами, поэтому в комплект вошли также шпалеры для простенков между окнами, размещения над дверями и т. д. Залы королевского замка в Вавеле — редкий случай сохранения ренессансных интерьеров до наших дней. В XVI веке популярность снискали шпалеры из Турне, в этом городе работали совместно ткачи Фландрии и Франции. Одними из самых знаменитых мастеров Турне были Паскье Гернье, с именем которого связывается появление новых приёмов ковроткачества, и его четыре сына Шпалеры эпохи барокко и рококо Развитие барочной стилистики в шпалере связано с именами Рубенса и его сотрудников и учеников Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Корнелиса Схюта, Юстуса ван Эгмонта, а также французских художников Шарля Лебрёна и Симона Вуэ. По картонам Рубенса в Брюсселе и Париже выполнялись серии «История Деция Муса», «История Константина», «Апофеоз Евхаристии», «История Ахилла». Выразительная динамичная композиция, экспрессивные движения персонажей, неожиданное распределение светотени, смелое цветовое решение — отличительные черты рубенсовских шпалер, для их передачи от ткача требовалось высочайшее мастерство, а иногда — усовершенствование традиционных ткацких приёмов. В соответствии с эстетикой эпохи, шпалера прочно связывается с той архитектурной средой, для которой она создавалась, и уже не может существовать в отрыве от неё. Впечатление от шпалеры, как от театральной декорации, подчёркивается укрупнением передних планов, увлечением эффектами иллюзионизма, передачей световоздушной перспективы. Симон Вуэ создаёт для шпалер вместо обрамления порталы с изображением скульптурных мотивов: кариатид, атлантов, цветочных гирлянд, арабесок в монохромном исполнении (гризайль), объединяя тканые изделия с декором помещения, для которого они предназначены, лепными украшениями стен и потолков. В своих картонах к сериям «Подвиги Одиссея», «История Ринальдо и Армиды», «Сцены из Ветхого Завета» Вуэ большое внимание уделял разработке пейзажного фона, построению сложных многофигурных композиций. С 1619 года в английском городе Мортлейк в графстве Суррей была открыта королевская мануфактура (en), на ней под руководством Филипа де Мехта трудились фламандские ткачи, приглашённые Яковом I. Позднее на мануфактуре работали английские мастера. Изделия этого предприятия помечались красным крестом на белом фоне. Здесь первоначально вырабатывались ковры по картонам Рубенса. В 1630—1632 годах в Мортлейке была выполнена первая английская серия из шести шпалер — «Геро и Леандр» по эскизам Френсиса Клейна. В 1630 году король Карл I купил в Брюсселе картоны Рафаэля «Деяния апостолов», а в 1637—1638 годах на мануфактуре по ним были сотканы реплики знаменитого цикла. Эскизы для бордюров в стиле барокко для этих шпалер создавал Антонис Ван Дейк, по его же эскизам ткались шпалеры с историческими сюжетами В 1658 году во французском местечке Менси владельцами красильни, семьёй Гобелен, была основана мастерская, выполнявшая заказы по производству шпалер в основном для замка Николя Фуке Во-ле-Виконт. Руководил ей Шарль Лебрён. По представлению сменившего Фуке Кольбера в 1662 году Людовик XIV купил красильню («Отель Гобелен») и ткацкую в казну и создал «Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели». Так появилась крупнейшая во Франции шпалерная мануфактура, первое промышленное производство ковров, располагавшееся в парижском предместье Сен-Марсель. С середины XVII века законодательницей мод в производстве шпалер надолго становится Франция, а ковроткачество, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, развивается в строгом соответствии с требованиями придворных норм в сторону парадности, максимальной театрализации. Произведения мануфактуры Гобеленов, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов по содержанию мануфактуры и отсутствие прибыли, она продолжала существовать при всех режимах. В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Лебрён. Лебрён был не только руководителем предприятия, по его эскизам и картонам созданы такие серии шпалер, как «Времена года», «Королевские замки», «История Александра Македонского», «История Людовика XIV». Лебрен, понимая специфику шпалеры, в своих картонах для стенных ковров сохранял некоторую долю условности изображения и колорита. Для картоньеров мануфактуры было введено разделение на мастеров определённого жанра: пейзажа, архитектурных мотивов, орнамента. Отличительным знаком продукции мануфактуры служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия. В 1664 году королевские привилегии получила мануфактура Бове, работавшая на королевский двор, а в 1665 году — мануфактура в Обюссоне, выпускавшая продукцию в основном для заказчиков из провинции. Мануфактура в Обюссоне специализировалась на копиях пейзажей из Фландрии (в том числе вердюр Ауденарде) и мебельных тканей из Бове. В первой половине XVIII века вычурный и помпезный стиль барокко сменяется более изящным, камерным направлением — рококо: «…до крайности утончённый декоративный стиль, в формах которого, однако, пропал последний остаток целесообразности». Э. Кон-Винер. Место репрезентативных залов занимают камерные салон, будуар, кабинет. В интерьере исчезает стабильная устойчивость, новый стиль не признаёт плоской стены, скрывая её за причудливым орнаментом, зеркалом, пейзажной картиной с перспективой, уводящей взгляд зрителя вдаль. Шпалера утрачивает свою монументальность, уходят в прошлое многофигурные композиции, героические сюжеты уступают галантным сценам и пасторалям с идиллическими пейзажами и тонко проработанными деталями. С 1730-х годов во французском шпалерном ткачестве главенствовало стремление как можно более точно передать в шпалере живописный оригинал. Максимально увеличивается плотность полотна, пряжа окрашивается в тысячи разнообразных тончайших нюансов цвета (к концу века оттенков насчитывалось 14 600). Одним из тех, кто настаивал на буквальном воспроизведении картины, был художник и руководитель (1733—1755) парижской мануфактуры Жан Батист Удри, который всячески боролся со старинными методами ткачества, по его мнению, делавшими колорит шпалеры «ужасным» и приводившими к «невыносимой пестроте красок, ярких и взаимно несочетаемых». По его инициативе была введена цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых строго должен был придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом, из процесса создания шпалеры была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то подправлять и изменять, а сама шпалера превратилась в имитацию живописи и даже получила тканую «раму» под багет[1]:19[3]:92. Для французских мануфактур работал известный художник, яркий представитель стиля рококо Франсуа Буше, стоявший во главе Королевской мануфактуры в 1755—1770 годах. По его эскизам были выпущены циклы шпалер — «История Психеи», «Любовь богов» (Бове, за 23 года было выпущено 73 гобелена этой серии) и три шпалеры в подарок китайскому императору («Китайская серия») в модном стиле «шинуазри» (Обюссон). Аррасская шпалера "Предложение сердца", 1410 год, музей Клюни. [img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Tapestry_by_unknown_weaver_-_The_Offering_of_the_Heart_-_WGA24173.jpg/409px-Tapestry_by_unknown_weaver_-_The_Offering_of_the_Heart_-_WGA24173.jpg?uselang=ru[/img] "Гнев Ахилла" - шпалера по картону Рубенса, 1630-1635 гг [img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8a/WLANL_-_Quistnix%21_-_Museum_Boijmans_van_Beuningen_-_Wandtapijt%2C_Rubens.jpg/453px-WLANL_-_Quistnix%21_-_Museum_Boijmans_van_Beuningen_-_Wandtapijt%2C_Rubens.jpg?uselang=ru[/img] КОВРЫ С.М. Мурзина «История развития ковроткачества» В Европу ковроткачество пришло из Египта. Ковры Египта по стилистике и способу ткачества можно разделить на две группы. Первая группа – антинойские (V век до н.э.). Это ковры с асимметричными узлами «сенна» и богатой цветовой гаммой. Орнамент антинойских ковров «садовый». Ковры второй группы имеют геометрический узор и выполнены в петельной технике переплетения за одну нить основы или коптского узла. Развитие ковроткачества в Европе началось с Испании. Среди жителей этой страны было много коптов и египтян, которые и распространили ткачество в технике узла на одной основе. Узел завязывался через одну нить основы в первом ряду, в следующем завязывался на пропущенной нити основы и так далее… Этот узел получил название испанского. Узор ковра имел свои особенности, в культуре Испании смешались мусульманская и христианская культуры, и каждая нашла отражение в узоре и орнаменте ковра. Алькарас и Куэнка – главные центры ковроткачества. В 1492 году Фердинанд Арагонский завоевал Южную Испанию, находившуюся под властью мусульман. Многие мусульманские мастера остались жить в Испании и создали свой стиль, получивший название «мадьярского». Лишь в 1609 году мусульмане покинули Испанию, после чего качество испанских ковров значительно ухудшилось. Параллельно с Испанией ковроткачество развивалось во Франции. В средневековой Европе ковер был атрибутом королевской и церковной власти. В 1065 году при Лувре была создана ковровая мастерская, которая изготавливала ковры на «турецкий мотив» только для короля. При правлении Бурбонов на ковер смел ступать только король, а слуги бдительно следили за тем, чтобы гости и жители дворца не нарушали этот указ. Коврами не только покрывали полы, ими утепляли холодные стены дворцов, устилали пол возле алтаря в церкви. На коврах в тронном зале были вытканы символы королевской власти. Только для Людовика XIV было связано девяносто два ковра. После падения Бурбонов ковры стали доступны всем желающим, но покупали их люди небедные, так как стоимость ковров была очень высокая. С XVII века Генрих Четвертый решил более широко развить в стране ковроткачество. В 1608 году Пьер Дюпон получает лицензию на изготовление ковров в мастерской Лувра. Он освоил восточную технику ковроткачества ворсовых ковров из шерсти и шелка. Через четыре года Дюпон купил помещение мыловаренной мануфактуры, нанял помощников и расширил дело. Его ковры назывались коврами Савонери. В течение столетия эти ковры были очень популярны, их продавали в Лувр и Тюильри, в Версальский дворец. Безворсовое ковроткачество во Франции развивалось в Обюссоне, на юге Парижа. В 1743 году на месте гобеленовой мануфактуры власти создали центр по производству ковров. Обюссонские ковры отличались от ковров Савонери не только способами производства, но и большей сложностью и более скудной цветовой гаммой узора. В 1779 году мастера из мануфактуры Савонери переехали жить в Англию, где открыли новое производство в Паддингтоне, которое просуществовало до конца столетия. Начиная г XIV г. турецкие ковры в большом количестве экспортировались в Европу. Довольно много их можно увидеть в европейских церквях и на картинах, которые являются важным источником информации о турецких коврах XIV—XVII вв .Английский король Генрих VIII, начав покупать их, уже не мог остановиться. Он позировал Гольбейну на турецком ковре и был счастлив завладеть большой коллекцией ковров своего фаворита кардинала Уолси, когда тот впал в немилость. Хотя описи того времени указывают, что примерно половина из его 800 ковров былитурецкими, но, как и многие последующие коллекционеры, король не заботился освоих коврах, и все они сгнили на сырых камнях королевского дворца в Хэмптон-Корте. Современная интерпретация ковра Савонери Интерьер дворца Palacio de Viana en Cordoba (построен в XVI веке) с испанским ковром Типичный турецкий ковер XVI века

Эмили-Франсуаза де К: Странная конструкция кровати (правда, это Голландия) А примерно вот так, наверное, выглядели кровати в гостиницах Этре:



полная версия страницы