Форум » Диспозиция » Money, money, money » Ответить

Money, money, money

Dominique: По роду занятий, мне просто неприлично не обращать на это внимания: На Дюма в вопросе о соотношениях различных монет полагаться нельзя (он сам в этом путается). Из Бушкова (который, насколько я могу судить, по крайней мере в некоторых вопросах полагается на надежные – и неочевидные – источники): [quote]Самой мелкой монетой* считался денье. Далее следовали: 1 лиар = 3 денье, 1 су = 4 лиара, 1 ливр = 1 франк = 20 су, 1 экю = 3 ливра, 1 пистоль =10 ливров, 1 луидор = 2 пистоля, 1 двойной луидор (он же квадрюпль) = 4 пистоля.* Пистоль, собственно говоря, был испанской золотой монетой, но имел хождение в нескольких европейских государствах, в том числе и во Франции. Луидор, как явствует из названия (луи д'ор -- золото Людовика) также был золотым. Из золота до 1641 г чеканилось и экю. Ливр был серебряным, прочие монеты -- медными (хотя су иногда изготовлялось из железа).[/quote]Этот курс подтверждается и другими источниками (хотя этимология хромает). По Дюма, 40 пистолей четверым мушкетерам хватило на месяц (правда, там, наверно, было еще жалование – но одного жалования (если оно выдавалось), было явно недостаточно). Интересная информация (не знаю, насколько достоверная) об экономике и многом другом здесь (много всего интересного и в других частях этого форума). См. также (по-французски, если загружать, около 8Мб): Levasseur, Émile (1828-1911). Les prix : aperçu de l'histoire économique de la valeur et du revenu de la terre en France, du commencement du XIIIe siècle à la fin du XVIIIe А теперь вопрос – может, кто знает, какое жалование получает секретарь? А мушкетер? А слуга (по Дюма, в период 40 пистолей, Планше получал тридцать су в день)? [more]Не монетой, а денежной единицей! Монеты в один франк (ливр) в наше время не существовало. Луидоры появились только в 1640 году, см. ниже Richelieu[/more]

Ответов - 15

Dominique: Добавлено: согласно Маню (La vie quotidienne au temps de Louis XIII, стр. 197, сноска 2), Буаробер и Вожла получали по 2000 ливров в год, Бордье – 1800, Гомбо – 1200 и газетчик Ренодо – 800 в 1640 году. Если перевести жалование Планше в ливры, то он получал около 550 ливров в год.

Dominique: В поисках ответа на вопрос его светлейшего сиятельства о сравнительной стоимости флорина и пистоля, я нашел замечательный нумизматический сайт, где указаны весы монет: http://www.tomovl.ru/money_furs.html Сайт, в основном о денежной системе Руси и России, но иностранные монеты там тоже обсуждаются. флорин: 3,537 г. золота экю (ecu d'or au soleil): ок. 3,3 г. золота Если исходить только из веса, то по моим подсчетам, 1000 флоринов князя соответствует примерно 320 пистолям.

Матье де Брешвиль: Еще немного о размерах жалованья (надергано с первоисточников с "Дюмании") Астролог короля Генриха III получал 25 су в день. Жалованье рядового придворного г-на де Сен-Сюльписа на королевской службе за 4 месяца составило 100 экю. Кормился он за королевским столом. К слову, его расходы на платье, которое ему предписано было сшить для балетов вдвое превысило доход. Обычный камер-юнкер при дворе получал 400 экю в год. Во второй половине 16 века 2 карпа и щука стоили 14 су 2 копченые и 2 белые селедки - 14 денье 2 алоза (сельдевая рыба) - 4 су 7 пинт вина - 6 су 8 денье полфунта свиного сала - 12 денье 3 фунта коровьего масла - 6 су корм для 5 лошадей на 1 день - 5 су иллюстрированная книга на заказ стоила от 600 до 800 экю Каковы были заработки людей из народа? В крупных городах – Париже, Лионе, Руане – большинство ремесленников – суконщики, обработчики шерсти, слесари получали от 15 до 30 су в день. На крупной мануфактуре в Сен-Гобене оплата квалифицированного рабочего колебалась от 310 до 610 ливров в год. Во времена регенства Анны Австрийской один мушкетер обходился казне в 39 су в день - размер ежедневного мушкетерского жалованья, + новая куртка, которую он получал при вступлении в полк. Плюс лошадь. Шпагу, пару пистолетов, мушкет (для Парижа) и ружье (для военных действий) мушкетер приобретал на свои средства. На свои же средства мушкетер должен был содержать слугу, без которого управиться с мушкетом (особенно с ранними моделями) было невозможно. Из писем одного из мушкетеров роты исторического д'Артаньяна во время голландского похода 1665 года мы узнаем о тогдашней стоимости жизни. Кусок баранины стоит 1 су, говядины или телятины - 2 су, курица - 5 су. Мера овса для лошади обходилась в 30 су и хватало ее на 8 дней. За сено приходилось платить ежедневно 4-5 су. По словам мушкетера содержание лошади обходилось 8 су в день. Однако, судя по всему, перед нами картина редкой дешевизны. Мушкетер пишет, что никогда еще не находился на лучшем довольствии: "Те 39 су, которые платит мне король, не уходят у меня полностью на двух лошадей, моего слугу и питание."


Дениз: Деньги и цены во Франции XVII века. "Если мы хотим получить представление (хотя, с научной точки зрения, невозможно сравнивать середину XVII и конец XX века) о том, что сегодня мог бы представлять собой турский ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье), приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа (менее 20 дней в месяц из-за нерабочих дней, выпадавших на религиозные праздники); квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) - 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году?), получали 5 или 6 солей в день плюс еду в полдень. Приходской кюре (но не викарий), живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, т.е. 20 солей за полный трудовой день. Хороший кусок телятины в мясной лавке стоил от 5 до 6 ливров; хороший кусок баранины (это мясо ценилось больше) - почти столько же; у мясника говядина могла стоить 10 солей за килограмм (т.е. была доступна только зажиточным людям). Хлеб, обычно пеклеванный, продавался по цене 1 соль за килограмм в урожайные годы; в голодные годы стоимость хлеба увеличивалась в два-три раза; взрослый съедал от 2 ло 4 фунтов хлеба в день плюс овощи и фрукты, почти никогда не ел мяса, за исключением богатых людей и крестьян, выращивавших свиней. Приданое дочерей из семей средней провинциальной буржуазии составляло около 5.000 ливров. Приданое дочерей крупных негоциантов и девушек кругов "сливок" общества - в десять-двадцать раз больше. Приданое дочерей высокородных дворян составляло порой 100.000 ливров (Мазарини давал своим племянницам приданое в 600.000 ливров). Хорошая тягловая или рабочая крестьянская лошадь могла стоить 60 ливров; дворянские лошади стоили в десять раз дороже. Ливр приравнен к 8,33 граммов чистого (на 9/10) серебра и к золоту в весе, меньшем в 14 раз. Можно предположить, что в середине XVII века скромная семья жила на 25 ливров в месяц". Пьер Губер "Мазарини", М., Крон-Пресс, 2000. "Основной денежной единицей при Людовике XIV являлся ливр или франк (официально франк заменил ливр в 1799 году). Один ливр делился на 20 су, а су - на 12 денье. Серебряная монета - экю - равнялась трем и более ливрам. Золотой луидор был эквивалентен 24 ливрам. На территории Франции, Германии, Италии в обращении нахоидлась испанская монета - пистоль, равная 10 и более ливрам. Между прочим, у Мольера маркизы считают пистоли, а не луидоры. Стоимость денег менялась в зависимости от конъюнктуры и устанавливалась государством. Каковы были заработки людей из народа? В крупных городах - Париже, Лионе, Руане - большинство ремесленников - суконщики, обкатчики шерсти, слесари получали от 15 до 30 су в день. На крупной мануфактуре в Сен-Гобене оплата квалифицированного рабочего колебалась от 310 до 620 ливров в год. Естественно, что простой труженник стремился покупать продовольствие по самым низким ценам. На память помню данные, взятые из счетов больницы в Невере за 1694 год: хлеб (примерно 450 граммов) стоил 2-3 су; цыпленок - 15 су; фунт масла - 5-8 су. Больница платила за пару мужской обуви 3 ливра, детской - 14 су, за дюжину деревянных башмаков (сабо) - 25 су. Рабочий, получавший ливр в день, считался обеспеченным человеком". Юрий Борисов "Дипломатия Людовика XIV", М., Центр образовательной литературы, 2002.

Бэкингем: Английские цены первой половины XVII столетия: триппл = 60 шиллингов = 3 фунта золотой реал (реал со шпорой) = 30 шиллингов = 2 полуреала (полуангела) фунт стерлингов = 20 шиллингов = 240 пенни соверен = 20 серебряных шиллингов = 2 полсоверена / 2 двойных кроны = 4 кроны = 8 полукрон лаурель = 20 шиллингов = 2 полсоверена / 2 пол-лауреля / 2 двойных кроны = 4 кроны = 8 полукрон шестипенсовик = 6 пенни гроут = 4 пенни пенни = 2 полупенни = 4 фартинга

Анна Лотарингская: Из истории денег: экю, су, денье, пистоли, ливры Ливр (livre) - потомок латинского фунта (libra punda), как и английский фунт или итальянская лира. В качестве денежной единицы был введен Карлом Великим и первоначально равнялся фунту серебра. Делился на 20 су. При капетингах стандартной денежной единицей был парижский ливр (livre parisis). После взятия в 1203 г Филиппом вторым области Анжу возникла конкуренция между парижским ливром и турским (Тур - столица Анжу) ливром (livre tournois), который был на 20% дешевле. В конкуренции быстро победил турский ливр. Турский ливр становится основной денежной единицей, хотя парижский ливр продолжает использоваться в Париже и его окрестностях. Окончательный отказ от парижского ливра произошел только в 1667 г по указу Людовика четырнадцатого. Су (sou, sol) - 1/20 часть ливра. Название - потомок латинских солидусов, хотя стоимость монеты сильно упала, и из золота су никогда не чеканились. Су состоял из 12 денье. Денье (denier) - потомок древнеримского денария (denarius nummus, дословно: десяток нум). Экю (écu) - крупная золотая монета, чеканилась с 1266 Людовиком IX. Название означает “щит” и связано с изображением щита на реверсе. Название соответствует испанскому и португальскому эскудо и итальянскому скудо. Достоинства, естественно, различны. Пистоль (pistole), который благодаря романам Дюма воспринимается нами как французская монета, таковой на самом деле вовсе и не является. Пистоль - это французское название золотой испанской монеты, равной двум эскудо (или 32 реалам). Этимология названия неясна. (с) отсюда - Из истории денег: экю, су, денье, пистоли, ливры

Людовик XIII: Небольшое исследование о деньгах и ценах в "Трех мушкетерах": http://dumania.borda.ru/?1-8-0-00000187-000-0-0

Richelieu: Монеты нашего времени и вокруг оного: http://lactoriacornuta.livejournal.com/1076.html http://lactoriacornuta.livejournal.com/1076.html#cutid1 http://lactoriacornuta.livejournal.com/1700.html#cutid1

Dominique: КОШЕЛЁК МУШКЕТЁРА Вино, карты, подарки подружкам... На какие деньги? Жалованье рядового мушкетёра составляло 300 ливров в год, капрала - 500 ливров, сержант получал 700... Для сравнения: доход ломового извозчика составлял 30 ливров в месяц. Капитан-лейтенант получал 600 ливров от короля. Кроме того, ему полагалась пенсия - 600 ливров в год. Бесплатно мушкетёр получал только плащ и мушкет, а одежду, коня и оружие (шпагу и два пистолета) должен был покупать себе сам. Шпага с хорошим клинком стоила от 25 до 60 ливров. Хорошая лошадь стоила несколько сотен. Кроме того, каждый мушкетёр обязан был как дворянин иметь прислугу, которой платил не менее 15-20 ливров. Наконец, казарм и казённых квартир не было. И мушкетёры снимали на свои средства жильё в Париже. Получается, что фактически мушкетёры содержали себя сами. Но в этом-то и был смысл существования дворянских рот: королю они обходились даром! http://dumania.borda.ru/?1-2-0-00000107-000-60-0#038

Dominique: Театр и деньги (цитаты из булгаковской "Жизни г-на де Мольера") Верный барометр театра-касса-показал бурю. 2 декабря состоялось второе представление, и театр, дававший при обыкновенных сборах примерно четыреста ливров в вечер, дал в этот вечер тысячу четыреста ливров. Опытным драматургам известно, что для того, чтобы определить, имеет ли их пьеса успех у публики или нет, не следует приставать к знакомым с расспросами, хороша ли их пьеса, или читать рецензии. Есть более простой путь: нужно отправиться в кассу и спросить, каков сбор. Это Мольер и сделал, причем узнал, что касса на втором представлении дала пятьсот ливров, а на третьем-сто шестьдесят восемь и на четвертом-четыреста двадцать шесть. Тогда Мольер присоединил к "Дону Гарсиа" победоносного "Рогоносца" и получил семьсот двадцать ливров. Но затем и "Рогоносец" не помог, дав сбору четыреста ливров. И, наконец, явилась на сцену губительная семерка и роковое в жизни Мольера семнадцатое февраля. В четверг 17 февраля на седьмом представлении "Дон Гарсиа" дал семьдесят ливров. Публике пьеса чрезвычайно понравилась, и на второе и следующие представления народ пошел валом, доведя сборы до рекордной цифры-тысячи пятисот ливров в вечер. Премьера "Тартюфа" была театральным событием в Париже, сбор дошел до цифры, никогда не бывавшей, - двух тысяч восьмисот шестидесяти ливров. "Тартюф" прошел в сезоне тридцать семь раз, и, когда сводили отчет по окончании сезона, выяснилось, что "Скупой" дал десять с половиной тысяч ливров, "Жорж Данден" - шесть тысяч, "Амфитрион" - две тысячи сто тридцать ливров, "Мизантроп" - две тысячи, "Родогюн" Пьера Корнеля-странную цифру в восемьдесят восемь ливров, а "Тартюф" - сорок пять тысяч.

Dominique: Как жили предки современных французов триста лет назад? Вот несколько цифр, несколько значений, позволяющих создать представление об уровне цен и доходов в 1640 году. Данные эти приблизительные и изменяются в зависимости как от годового урожая, так и от качества продуктов. Вариативность колеблется в пределах от 1 до 5. Меры Во времена Старого порядка во многих провинциях и даже городах были в ходу собственные единицы измерения. Ниже мы приводим примерные соотношения денежных единиц и разменных монет. Денежные единицы: Ливр или франк = 20 су Су = 4 лиара = 12 денье Соль (или 1/2 су) называется «белянчиком» Разменные монеты: Серебряное экю = 3 ливра или 3 франка, весит примерно 27 г Пистоль = 10 ливров, чаще всего это иностранная монета Луидор = 20 ливров, весит примерно 7 г В обиходе использовали множество самых разных монет, как золотых (золотой экю) и серебряных (1/2 экю), так и медных. Расстояния Фут (парижский) = 30 см или 12 дюймов Дюйм = 12 линий Туаз = примерно 2 м или 6 футов Лье (почтовое) = 4 км или 2000 туазов Эти меры изменялись в зависимости от провинции: в Экс-ан-Провансе фут был равен 9 дюймам и 9 линиям; существовали также местные единицы измерения: шаг, веревочная сажень (20 футов), верж (26 футов), перш (9 с половиной футов), двойка, семерка и т. п. Площадь измеряли в арпанах, равных 1/2 га; парижский арпан был равен немногим более 1/3 га Меры веса Фунт (парижский) = 16 унций или 2 марки (489 г) Унция = 8 гро Гро = 3 денье Денье = 24 грана Напоминаю: существовал также фунт, равный 12 унциям! Доходы Ежедневная заработная плата рабочего составляла 10 солей или примерно 100 ливров в год. Заработная плата чернорабочего составляла 5 солей. Высококвалифицированный рабочий мог зарабатывать ливр в день. Семья могла очень скромно жить, имея доход 300 ливров в год; зажиточные семьи имели доход от 1000 до 2000 ливров в год. Цены 1 кг хлеба стоил 2 су. Мужчина, съедая в день 1 кг хлеба (необходимый минимум для выживания), тратил, таким образом, на хлеб от 30 до 40 ливров в год. 1 кг мяса стоил 1/2 ливра, большинство населения мяса не ели. А вот еще несколько примеров цен на различные товары: 1 лошадь, 1 бык — 100 ливров 1 баран — 10 ливров 1 курица — 1 ливр 1 бутылка вина — 3 су 1 приданое для дочери мелкого буржуа — 5000 ливров 1 сорочка — 2 ливра 1 шляпа — 1 ливр 1 полный костюм — 10 ливров Нанять дом обходилось 300 ливров в год, особняк — от 1000 до 5000 ливров. Цена на жилье в сто раз превосходила стоимость годового найма.Жaн д' Айон "Зaговор Вaжных"

Belle Fleur: Решила сюда поместить информацию о ростовщиках: тема имеет непосредственное отношение к деньгам. Часть I, религиозно-этическая. Гуревич А.Я. «Средневековый купец», 1990 Христианские авторы всегда осуждали ростовщичество и сулили ростовщикам адские муки на том свете. В 1179 г. церковь официально воспретила ростовщичество христианам. Этими запретами в немалой мере объясняется та роль, которую играли иудеи в экономической жизни Запада. Будучи инаковерующими, они могли заниматься деятельностью, которая на практике была необходима, но решительно осуждалась церковью как нехристианская профессия. Тем не менее ростовщиками были и многие христиане. В проповеди XIII и следующих столетий содержится резкая социальная критика. Исходя из принципов христианской этики, монахи нещадно клеймят тех, кто от них отступает, а таковы практически все — и государи, и рыцари, и горожане, и крестьяне, да и само духовенство, безгрешных нет. Однако самые грозные инвективы обрушиваются на головы ростовщиков. В «exempla» («примерах») — включаемых в проповедь кратких анекдотах, заимствованных из фольклора или литературы минувших времен и содержащих нравоучительные наставления, — ростовщик изображен моральным монстром. «Примеры» о ростовщиках неустанно обыгрывают одну и ту же идею: ростовщик — враг Бога, природы и человека. Неправедно нажитые деньги, положенные в тот же сундучок, в котором хранились деньги, полученные монахами в виде подаяний, буквально пожрали эти последние. Во время морского путешествия обезьяна захватила кошель ростовщика и, взобравшись на мачту корабля, обнюхивает монеты и выбрасывает за борт все нажитое при посредстве ростовщических операций. Суд над душой ростовщика происходит в момент его кончины, и страховидные демоны тащат его душу прямо в ад, при этом засовывая ему в рот раскаленные монеты. Ростовщик — самый верный слуга дьявола, и тот подчас является за его душой, не давая несчастному ни малейшей отсрочки для того, чтобы возместить причиненный им ущерб или замолить грехи. Вспомним сцены адских мук ростовщиков в Дантовом «Аду». Ничто не может спасти душу богача, жившего за счет процентов, кроме полной раздачи всего неправедно накопленного богатства тем, кого он при жизни эксплуатировал. Никакие частичные компенсации не помогут. Ростовщик гнусен в глазах Бога и человека прежде всего потому, что нет другого греха, который когда-нибудь не отдыхал бы: прелюбодеи, развратники, убийцы, лжесвидетели, богохульники устают от своих грехов, между тем как ростовщик продолжает наживаться непрерывно. Своей деятельностью он отрицает нормальное чередование труда и покоя. Ростовщичество разрушает связь между личностью и ее практикой, ибо даже тогда, когда сам ростовщик ест, спит или слушает проповедь, проценты продолжают нарастать. Господь заповедал человеку добывать хлеб насущный в поте лица, тогда как ростовщик наживается, не трудясь. Торгуя ожиданием денег, т. е. временем, он крадет время — достояние всех творений, а потому тот, кто продает свет дня и покой ночи, не должен обладать тем, что продал, т. е. вечным светом и покоем. Бремя проклятья, тяготеющего над душой ростовщика, таково, что на похоронах одного из них соседи были не в силах поднять его тело. Священники отказываются хоронить ростовщиков в освященной земле, и, когда труп ростовщика водрузили на осла, тот вывез его из города и сбросил в навозную кучу под виселицей. Существует «пример», в котором умирающий богатый ростовщик пытается уговорить свою душу не покидать его, суля ей золото и серебро, но не добившись своего, в гневе посылает ее в ад. Ростовщиков, которые сознают греховность своей профессии, иногда посещают ужасные видения. Один из них, лежа в постели, внезапно увидел себя стоящим перед Страшным судом и уже выслушал приговор, который передавал его в руки чертей. Пробудившись, он в припадке безумия выбежал из дома, отказываясь покаяться и возместить ущерб, и тут же на реке показался корабль, быстро двигавшийся против течения и никем не управляемый. Ростовщик вскричал: «На корабле полно чертей!» — и они тотчас его схватили и увезли в преисподнюю. Вызываемый ростовщичеством гнев проповедников безмерен. Чем объяснить их обличительный пыл? Почему именно в проповеди нужно было неустанно возвращаться к ростовщику? Сомнительно, чтобы дело сводилось к одним только доктринальным причинам. Скорее нужно предположить), что казуистическая аргументация богословов, учивших о неправедности ростовщичества, была производной, своего рода ученым обоснованием той ненависти, которую питала к ростовщикам аудитория проповедников. Едва ли можно утверждать, что все те истории о ростовщиках, которыми изобилуют проповеди, принадлежат авторам «exempla». Не скрыто ли, хотя бы частично, их происхождение в общественном сознании? В некоторых «примерах» проглядывает враждебное отношение горожан к процентщикам. Один священник, желая продемонстрировать, что ростовщичество — занятие настолько постыдное, что никто не решится публично в нем признаться, сказал во время проповеди: «Хочу дать вам отпущение грехов согласно профессии и занятию каждого. Пусть встанут кузнецы». Кузнецы поднялись со своих скамей и получили отпущение. Вслед за ними отпущение было даровано и другим ремесленникам. Наконец проповедник возгласил: «Пусть поднимутся ростовщики и получат отпущение». И хотя их было больше, нежели людей других профессий, ни один не встал. Под всеобщий хохот ростовщики в смятении удалились. Посрамление ростовщиков нередко изображается в «примерах» как событие, оказывающееся в центре городской жизни, как публичный скандал. Так, во время брачной церемонии в Дижоне в 1240 г . один из них погиб при входе в церковь. Ему пробил голову упавший каменный кошель с фигурой ростовщика, изображенный на западном портале храма, где полагается быть сцене Страшного суда. Ненависть к ростовщикам была всеобщей. Хронист первой половины XIII в. Матвей Парижский писал о ломбардцах — так называли в странах севернее Альп итальянских банкиров и ростовщиков: «Ломбардцы — большие ловкачи. . . предатели они и обманщики. . . Они пожирают не только людей и домашних животных, но и мельницы, замки, поместья, луга, рощи и леса. . . В одной руке у них лист бумаги, в другой — перо, и с их помощью они обдирают жителей как липку и набивают их серебром свои кошельки. . . Они жиреют на нужде других, и сами они как волки, что пожирают людей». Погромы и избиения итальянских ростовщиков на Западе — столь же частое и распространенное явление на протяжении последней четверти XIII и в XIV в., что и еврейские погромы, с тем лишь различием, что последние обосновывались, помимо ненависти к богатым ростовщикам, еще и религиозными мотивами. Ростовщичество губит не только души самих наживал, но и души их детей, если они унаследовали неправедное богатство и не возместили причиненного отцами ущерба. Некто имел видение: из чрева человека, ввергнутого в адское пламя, растет большое дерево, на ветвях которого висят люди, пожираемые этим огнем. Что сие означает? Находящийся внизу — родоначальник всех этих поколений, возвысившихся благодаря ростовщичеству, а потомки мучаются потому, что пошли по стопам отцов. Один священник провозглашал в проповеди: «Не молитесь за душу моего отца, который был ростовщиком и не пожелал вернуть средства, накопленные ростовщичеством. Да будет проклята душа его и да мучается она вечно в аду, так чтобы никогда не узрел он лика Божьего и не избежал бы когтей бесов». Часть II: финансово-политическая Мямлин Кирилл. «Системное ростовщичество. От средневековья до наших дней. Тамплиеры: рыцари –ростовщики» Если проанализировать систему функционирования ссудных денег и процветающее в ней ростовщичество от средневековья до наших дней, то условно можно выделить два периода: - «католический» (средневековый) - протестанско-иудейский (начиная с эпохи Просвещения и по современное время). Накопленные огромные средства тамплиеры использовали для выдачи «кредитов солидным заемщикам», но не гнушались оперировать и сельскохозяйственными ссудами, «творчески развивая» методы монастырей, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё». Целью такого кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение оттуда («целевое кредитование»). Но кредиты выдавались и на «повседневные нужды». Величина кредита был равна 2/3 суммы залога. Между тем,стандартный процент тамплиеров - 10% годовых для «солидных заемщиков» - можно считать вполне «божеским процентом» (церковной десятиной), по сравнению с 40%, которые тогда предлагали еврейские ростовщики «в потребительской рознице». Впрочем, во времёна крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов». Тамплиеры усовершенствовали банковское дело, прежде всего в части двойной записи, то есть в указании одновременно источника средств и направления их использования. Ни греки, ни римляне не вели учета на основе двойной записи - тамплиеры были первыми, кто стал использовать этот принцип, поскольку множество собственных и привлеченных средств и счетов позволяло им создать баланс между активными и пассивными операциями. Кассовый журнал Штаб-квартиры в Париже в 1295-1296гг., сохранившийся до наших дней, отражает баланс счетов короля с 1286 по 1295. На каждом листе журнала указывалось имя дежурного члена ордена, дата, дневные поступления и выплаты средств. Для каждого взноса указывалась сумма, имя вкладчика, природа взносимых средств, имя держателя счета назначения, указание на регистр, где отражалась выданная расписка в получении средств («текущий счет»). Когда взнос осуществлялся по итогам операции обмена наличности, детально указывались задействованные дензнаки и курс обмена. Таким образом, «нищие рыцари», не имеющие денег в личном обращении, стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи. В конце ХII века во Франции, и прежде всего в Париже, обосновалось большое количество торговцев и ростовщиков из Ломбардии. Поэтому в средние века все ростовщики и процентщики получили собирательное имя «ломбардцы». К ним присоединились дельцы французского происхождения и евреи, промышлявшие тем же ремеслом. В 1306 году Филипп Красивый обрушил санкции на ростовщическую деятельность, конфискуя при этом их имущество, попутно изгнав и евреев из Франции. Население, среди которого было много тех, кто являлся должником ростовщиков, встретило эти меры с энтузиазмом. P.S. Данный файл сохранен для архива на состояние 14.12.2014

Мари де Сен-Савен: Во второй половине XVI в. королевское законодательство предписывало нотариусам брать по 11 парижских су за большой лист (“шкуру”) пергамена, но нотариусы Парижского Шатле имели право брать больше — по 16 парижских су за целый лист и по 10 су за половинку, и по 6 су за четвертушку листа. Иногда нотариусов нанимали повременно, на день, в случае, например, их выезда за город — парижанам платили по 45 су в день (а провинциальным нотариусам по 20 су в день) сверх стоимости минуты и гроссы. Вызов нотариусов на дом обходился как минимум в 5 ливров. На эти деньги (5 ливров) какой-нибудь студент мог снимать скромную комнату без пансиона в течение целого квартала!

Richelieu: Монеты, которые чеканились во Франции в интересующую нас эпоху Медь турский денье двойной денье: вес: 2.5 g, диаметр: 20 mm, толщина: 1 mm (турский, лотарингский) дузен (12 денье); вот так выглядит подделка Серебро четверть экю, она же серебряное экю (15 су, écu blanc) одна восьмая экю одна двенадцатая экю (5 су) пол-франка (пол-ливра) Франк (ливр) в наше время не чеканился Золото экю Пистоль это иностранная монета, обычно испанский дублон

Людовик XIII: Алексей Алексеев Д`Артаньян и три луидора Сколько зарабатывали и тратили мушкетеры Едва ли не каждый, кто впервые читает "Трех мушкетеров" Александра Дюма, бывает сбит с толку французской денежной системой описываемой в книге эпохи — всеми этими луидорами, ливрами, пистолями, франками, экю, находящимися в странных соотношениях друг с другом. А деньгам и ценам в книге уделено очень много места. "Деньги" попытались разобраться в том, в чем не удалось разобраться самому Дюма. В самом деле, что такое ливры, о которых герои "Трех мушкетеров" говорят чуть не на каждой странице? И что это за экю и пистоли, которые звенят там на каждом шагу? Рассмотрим классический образец мушкетерской арифметики: "-- Теперь давайте сочтем, сколько у нас всего. Портос? — Тридцать экю. — Арамис? — Десять пистолей. — У вас, д'Артаньян? — Двадцать пять. — Сколько это всего? — спросил Атос. — Четыреста семьдесят пять ливров! — сказал д`Артаньян, считавший, как Архимед". Начинаем разбираться. 35 пистолей и 30 экю в сумме дают 475 ливров. Логично предположить, что ливр — самая маленькая из упомянутых денежных единиц. Литература по нумизматике это подтверждает. Золотая монета под названием "турский ливр" (она чеканилась в городе Туре) стала основной единицей расчетов во Франции в XIII веке. Денежные расчеты во Франции велись в турских ливрах до 1795 года, после чего страна перешла на франки и десятичный принцип денежного счета. В эпоху мушкетеров (действие романа происходит в 1625-1628 годах) ливр равнялся 20 солям (в просторечии — су), а су — 12 денье. Таким образом, в ливре содержалось 240 денье. Мушкетеры Дюма не нищенствуют и не крохоборствуют. Мелочь их не интересует. Слово "денье" в романе встречается лишь один раз. Его произносит госпожа Бонасье. Она говорит д`Артаньяну, что не боится по дороге домой встретить воров, потому что у нее нет при себе "ни одного денье". Слово "су" в романе употребляется обычно в составе устойчивых выражений. Арамис жертвует церкви Мондидье и Амьенскому монастырю деньги от продажи лошади, "все до последнего су". Господин де Тревиль прибыл в Париж из Гаскони "без единого су в кармане". И, наконец, Планше, слуга д`Артаньяна, согласно Дюма, получал 30 су в день (это я подробнее прокомментирую чуть позже). И последнее, что полезно знать о ливре. Золотая монета достоинством один турский ливр (при мушкетерах ее вес составлял 0,862 грамма чистого золота) была украшена латинской надписью Johannes Dei Gratia Francorum Rex — "Иоанн, милостью Божьей король франков". Поэтому монету называли не только ливром, но и франком. Монеты соседей и монеты будущего В 1640 году король Франции Людовик XIII, тот самый, чьими мушкетерами были Атос, Портос, Арамис и д`Артаньян, повелел чеканить новую монету — луидор (в буквальном переводе "золотой Луи"). Монеты были выпущены пяти достоинств — 8, 4, 2, 1 и пол-луидора. Тогда же стали чеканиться "серебряные Луи" — луи д`аржан, они же экю (слово "экю" переводится как "щит", на монете был изображен щит с королевскими лилиями). Кроме целого экю существовали серебряные монеты в половину, четверть и одну восьмую экю. Монета достоинством один луидор точно соответствовала по весу испанскому золотому дублону (двум эскудо). Во Франции дублоны в просторечии звались пистолями. То есть луидор и пистоль у Дюма должны означать одно и то же (в популярной исторической литературе часто встречается ошибочное утверждение о том, что луидор равнялся двум пистолям). Иногда луидоры в просторечии называли просто "луи". Некоторое время спустя стабилизировался курс новых монет в отношении к старым. Луидор стал равняться десяти турским ливрам или трем экю. Тогда же была проведена 28-процентная девальвация — ливр подешевел до 0,619 г золота (вес монеты составлял 6,75 г). Попробуем еще раз решить задачу, с которой успешно справился д`Артаньян. 35 пистолей по 10 ливров в каждом сложим с 30 экю (по три ливра в каждом) и получим 440 ливров. У мушкетера 475. Где ошибка? Возможно, ошибся д`Артаньян, и Архимедом он назван иронически. Возможно, никакой ошибки нет вовсе. Если посчитать, что пистоль это не десять ливров, а 11. Например, именно такой курс у испанской монеты по отношению к французской в данный момент. Но главную ошибку совершил Александр Дюма. Действие романа завершается в 1628 году, когда закончилась осада Ла-Рошели. А мушкетеры ведут подсчеты в деньгах, которые появятся лишь 12 лет спустя. Куда там Архимеду! Впрочем, в самом начале романа д`Артаньяну в особняке де Тревиля кажется, что "он перенесся в пресловутую страну великанов, куда впоследствии попал Гулливер и где натерпелся такого страха". Гасконец сравнивает себя с героем книги, которая выйдет в свет через 101 год. Несмотря на подобные мелочи, для большей части эпизодов романа "Три мушкетера" вполне подходит следующая схема. 1 экю = 3 ливра. 1 луидор = 1 пистоль = 10 ливров. Несколько примеров. Д`Артаньян покупает у Арамиса лошадь: "-- А во что она обошлась вам? — В восемьсот ливров. — Вот сорок двойных пистолей, милый друг,— сказал д`Артаньян, вынимая из кармана деньги". 40х2х10 = 800. Все сходится. А вот свою лошадь покупает Атос: "За нее запросили тысячу ливров. Возможно, что ему удалось бы купить ее дешевле, но, пока д`Артаньян спорил с барышником о цене, Атос уже отсчитывал на столе сто пистолей". 100х10=1000. Кольцо с сапфиром Атоса продано ростовщику, деньгами граф де ла Фер делится с д`Артаньяном: "Скажите же ему, что кольцо — его, и возвращайтесь с двумя сотнями пистолей... Полчаса спустя д`Артаньян вернулся с двумя тысячами ливров, не встретив на пути никаких приключений". 200х10=2000. Загадка алмаза королевы и лошади удивительной масти Увы, далеко не всегда читатель романа может пользоваться указанными выше ценами пистоля, экю и ливра. Например, в отношении денег, полученных за алмаз королевы. "И д`Артаньян бросил мешок на стол. При звоне золота Арамис поднял глаза, Портос вздрогнул, Атос же остался невозмутимым. — Сколько в этом мешочке? — спросил он. — Семь тысяч ливров луидорами по двенадцати франков. — Семь тысяч ливров! - вскричал Портос.— Этот дрянной алмазик стоит семь тысяч ливров?" Почему луидор стоит 12 франков, а не десять? А если все-таки 12, то как отсчитать 7 тыс. франков монетами по 12 франков? Непонятно. В истории Франции был момент, когда золотой луидор почти сравнялся в курсовой стоимости с 12 серебряными ливрами, но это было в 1686 году, явно после смерти всех мушкетеров Дюма. Ранее де Тревиль, советуя д`Артаньяну продать алмаз первому попавшемуся ювелиру, называет его предположительную стоимость: "Каким бы скрягой он ни оказался, вы все-таки получите за него не менее восьмисот пистолей". Но если 800 пистолей равны 8 тыс. ливров, и эта цена, которую предложит последний скряга, почему д`Артаньян согласился взять у дез Эссара за перстень с алмазом королевы 7 тыс. ливров, на тысячу меньше? Еще одно загадочное место в книге связано с буланым (песочного цвета) жеребцом, на котором д`Артаньян впервые приехал в Париж: "-- У нее очень своеобразная масть,— заметил Арамис.— Я вижу такую впервые в жизни. — Еще бы! — обрадовался д`Артаньян.— Если я продал ее за три экю, то именно за масть, потому что за остальное мне, конечно, не дали бы и восемнадцати ливров..." Странно. Лошадь продана за три экю, то есть за девять ливров. А будь она не столь редкой масти, можно было рассчитывать "всего" на 18 ливров? Попробуем еще раз попрыгать во времени. На момент продажи лошади еще не существовало серебряных экю, но были золотые монеты с таким же названием. После реформы Людовика XIII они останутся в обращении и будут оцениваться в пять ливров. Но даже с такой натяжкой мы получаем, что три экю, они же 15 ливров, больше, чем 18. Лошадь поражает не только мастью, но и ценой. Возможное объяснение — часть текста "Трех мушкетеров" написана человеком, знавшим точное соотношение разных денежных единиц, а часть — не знавшим этого или не желавшим об этом думать. Над романом, как известно, кроме Александра Дюма работал также Огюст Маке. Кто из них двоих обращал внимание на подобные мелочи, а кто нет — сейчас разобраться уже невозможно. Зарплату отдай слуге Кроме нескольких ошибок в подсчетах, несоответствие историческим реалиям многократно встречается в романе "Три мушкетера", когда речь идет о доходах и ценах. "Планше, слуга д`Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал тридцать су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину". Планше действительно повезло. 30 су равняются полутора ливрам. Неквалифицированный рабочий в Париже зарабатывал в день пол-ливра. Квалифицированный — ливр в день. Через три десятилетия после описываемых в романе событий королевский мушкетер довольствовался ежедневным жалованием в 35 су. При этом жалованье нередко задерживали, а порой вовсе не платили (между прочим, гвардейцы кардинала получали свои деньги в срок). Если предположить, что за 30 лет мушкетерам ни разу не увеличивали денежное содержание, получается странная картина. Д`Артаньян отдает слуге большую часть своих денег. Впрочем, одна оговорка. Жалованье действительно могло уменьшиться за эти годы, поскольку во времена, описанные в романе, мушкетеры жили на съемных квартирах, а в то время, когда им платили 35 су суточных, они жили в построенной специально для них казарме, "Отеле мушкетеров". При этом вполне исторически правдоподобным является замечание: "Кроме того, господин де Тревиль получает десять тысяч экю в год". Неплохой уровень жизни был и у галантерейщика Бонасье: "Я человек обеспеченный, правильнее сказать. Торгуя галантереей, я скопил капиталец, приносящий в год тысячи две-три экю". Впрочем, низкое жалованье не мешает рядовым мушкетерам играть в карты по-крупному. "Атос, выигрывая, оставался столь же бесстрастным, как и тогда, когда проигрывал. Однажды, сидя в кругу мушкетеров, он выиграл в один вечер тысячу пистолей, проиграл их вместе с шитой золотом праздничной перевязью, отыграл все это и еще сто луидоров,— и его красивые черные брови ни разу не дрогнули, руки не потеряли своего перламутрового оттенка, беседа, бывшая приятной в тот вечер, не перестала быть спокойной и столь же приятной". Полную экипировку мушкетеры должны были приобретать за свои деньги (в этом Дюма и Маке правы). "-- А во сколько вы оцениваете эту экипировку? — спросил д`Артаньян. — О, дело плохо! — сказал Арамис.— Мы только что сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров". Д`Артаньян считает, что может хватить и тысячи, Атосу нужно как минимум две. Большую часть названных сумм необходимо было отдать за лошадей (для самого мушкетера и его слуги). Цены на лошадей Дюма--Маке неожиданно указывают весьма точно. Согласно исторической литературе, крестьянская рабочая лошадка в те времена стоила около 60 ливров, дворянские лошади — на порядок выше. Поэтому тысяча ливров, отданная Атосом за "превосходную андалузскую лошадь, шестилетку, черную как смоль, с пышущими огнем ноздрями, с тонкими, изящными ногами",— завышенная, но реалистичная цена. Как и 300 ливров за пикардийскую лошадь для его слуги Гримо. В отношении других статей расходов исторические факты и книга опять расходятся, и довольно заметно. Трактирщик, владевший "Вольным мельником" в Менге, "рассчитывал, что его гость проболеет одиннадцать дней, платя по одному экю в день". Получается, что комната в трактире должна была приносить в год более тысячи ливров дохода. Но историческая статистика свидетельствует, что за 340 ливров в год можно было арендовать дом, и не в мало кому известном захолустном городке, а в Париже. Еще одно сравнение исторических цен и книжных. Трактир в Амьене: "-- Вина! — потребовал Атос, увидев его. — Вина?! — вскричал пораженный хозяин.— Вина! Да ведь вы выпили больше чем на сто пистолей! Да ведь я разорен, погиб, уничтожен! — Полно! — сказал Атос.— Мы даже не утолили жажду как следует. — Если бы еще вы только пили, тогда полбеды, но вы перебили все бутылки! — Вы толкнули меня на эту груду, и она развалилась. Сами виноваты". Похоже, хозяин жульничает. Сто пистолей — это тысяча ливров. Литровая бутылка вина стоила в те годы меньше трех су. При всем уважении к королевским мушкетерам выпить и побить около семи тысяч бутылок — невыполнимая даже для них миссия. Силач Портос оценивал свои достижения как "не менее чем полтораста бутылок". Еще одна неточность. Ошибка? Художественное преувеличение? Не важно. Это же не исторический труд, а авантюрный роман. Да, четыре мушкетера живут не по средствам, не разбираются в ценах, ведут расчеты в деньгах, которые еще не выпущены в обращение и даже не придуманы. Давайте считать, что они просто получили свой процент от продаж книги, являющейся супербестселлером уже более 170 лет. Журнал "Коммерсантъ Деньги" №40 от 12.10.2015, стр. 39



полная версия страницы