Форум » Предыстория » Не платье красит человека. Осень 1626 года. Пуатье » Ответить

Не платье красит человека. Осень 1626 года. Пуатье

Pierrot/Pierrette:

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

Pierrot/Pierrette: В лавку старьёвщика Николь заявилась в шестом часу пополудни во всем блеске одного из любимых своих образов: шёлковая рубашка, алый бархатный камзол, шляпа с пышным пером и даже шпага на боку. Толку от последней в настоящей потасовке было бы немного, но манеры собеседников она заметно улучшала, а значит, и поводов для драки становилось меньше. Украсить камзол полудюжиной розеток, приколоть к каждому плечу искрящиеся подвески, навязать побольше бантов – и получится Светский Хлыщ. Или наоборот, набросить сверху плащ и сдвинуть шляпу назад, заменив перо петушиным и заткнув за отворот рукава несколько соломинок – и будет вам Благородный Провинциал хоть куда. Колокольчик на двери звякнул, когда Николь переступила порог, и старьёвщик, горячо объяснявший прописные истины стоявшей перед ним миловидной девице, на мгновение отвлёкся, чтобы поклониться комедиантке. - Красная цена этому платью – полпистоля, - безапелляционно заявил он. – Я бы за него и за новое больше пистоля не дал, а тут ношеное, и вон еще рукав прохудился. Он торжествующе ткнул пальцем в локоть девушки и почтительно повернулся к Николь. - Вы, сударь, костюмом ещё интересуетесь? - Если женщина продает своё платье, значит, скоро она станет продавать самоё себя, - философски заметила Николь, не спеша ни подтвердить, ни опровергнуть его догадку. Все стены маленькой лавки были утыканы гвоздями, с которых свисали самые разнообразные предметы мужского и женского гардероба, но наряд, привлекший её внимание двумя днями ранее, успел переместиться из дальнего угла лавки на почётное место у маленького засиженного мухами оконца. Роскошный, только чуть потертый оранжевый бархат с серебряным шитьем не посрамил бы и настоящего герцога, а россыпь бурых пятен на рукаве можно будет замаскировать каким-нибудь украшением. Цена, конечно, была непомерно высока, но денег у неё с тех пор прибавилось, а возвращаясь, она надеялась выторговать ещё парочку пистолей или, на худой конец, получить в подарок какую-нибудь одежонку попроще. Старьёвщик, впрочем, тоже был не лыком шит и не спешил предлагать новую цену, сосредоточив всё своё внимание на девчонке: - Ну, что ты решила?

Жанна: Жанна уже битый час торговалась со старьёвщиком. Ей не хотелось уступать своё платье за такую низкую цену, ведь больше вещей у неё не было, а значит в ближайшее время придётся жить только на деньги, вырученные с этой продажи. К тому же часть полученных денег придется сразу же отдать за другое платье, которое девушка выбрала взамен старому. Было понятно, что старьёвщик уступать не намерен. Сначала он был вежлив с ней, а теперь его тон стал раздражённым, видно было, что он хочет как можно скорее избавиться от настырной девицы. Надо было уступать, лучше уж иметь хоть немного денег в кармане, чем остаться с пустыми руками. - Ладно, пусть будет полпистоля! - сквозь зубы ответила Жанна, отворачиваясь. Её внимание привлёк только вошедший в лавку господин, удостоивший девушку колким замечанием, от которого она невольно вздрогнула. - А что мне ещё делать, сударь? У меня нет и денье, остаётся только продавать свою одежду! - ответила Жанна, краснея.

Pierrot/Pierrette: - Что делать? – Николь дёрнула плечом и окинула хрупкую девичью фигурку откровенно оценивающим взглядом, который сделал бы честь самому развязному повесе. – К примеру, улыбаться полюбезнее. - Раздевайся, раздевайся, голубушка, - вмешался старьёвщик, взмахом руки указывая на заваленный рванью тёмный угол справа от окна. - Сорочку оставишь или тоже хочешь продать? Даю пять су. - Костюм, любезный, - снисходительно-барским тоном напомнила Николь. - На люди такой, конечно, не наденешь... - Да помилуйте, сударь, пара пятнышек на рукаве! Их вывести - минутное дело, любая прачка справится! Или вы думаете, его из-за пятен продали? Да ни боже мой! Николь всем видом изобразила глубочайшее сомнение.


Жанна: - Если бы всё было так просто, как вы говорите. - Под пристальным взглядом молодого человека Жанна чувствовала себя очень неловко. К тому же старьёвщик торопил девушку, предлагая ей переодеться в тёмном углу лавки, который был не очень-то защищён от посторонних глаз. - Сорочку я оставлю. - Тихо ответила девушка, соображая, что выгоды из этой продажи она почти не получит. К тому же раздеваться при всех ей совсем не хотелось. Тяжело вздохнув, Жанна зашла в угол и быстро скинула с себя платье, а затем поскорее постаралась надеть другое. Девушка повернулась спиной к старьёвщику и незнакомцу, поэтому видеть их не могла, но искренне надеялась на то, что продавец и покупатель заняты обсуждением костюма, а на неё не обращают внимания.

Pierrot/Pierrette: Расхваливая наряд, старьёвщик ни на минуту не отводил от девушки жадного взгляда маленьких, близко посаженных глаз, а когда сменившая шорох ткани тишина возвестила о том, что переодевание закончено, пробормотал извинение и направился к своей невольной покупательнице, на ходу извлекая откуда-то одну монетку за другой. – Три ливра, – сухо произнёс он, и Николь невольно скорчила презрительную гримасу и обернулась. В холодной полутьме лавки девушка казалась ещё меньше ростом, ещё моложе. Монеты на ладони старьёвщика тускло поблескивали. – Два я удержал за новое платье. Бледные губы старьёвщика расплылись в улыбке. – Ты не уходи пока, голубушка, – заботливость в его голосе была насквозь поддельной. – Тут у меня, наверху, полы помыть надо. Глядишь, и получишь свои тряпки назад. Николь на миг закатила глаза и в свою очередь подошла к девушке, развязывая висевший на поясе кошелёк. – Держи. – Взмахом руки пресекая возможные возражения, она втиснула в маленькую холодную ладонь золотой кругляшок. – И запомни на будущее: никогда не продавай платье со своего плеча. Сразу видно будет, что деваться тебе некуда. Облапошат, как миленькую. А теперь брысь отсюда! Повернувшись на каблуке, она встретила разъярённый взгляд старьёвщика лениво-насмешливой улыбкой и демонстративно пощупала рукав полюбившегося ей костюма. – Смеёшься, милейший, – самым пренебрежительным тоном сказала она. – Здесь заплату ставить надо. Я, конечно, поменьше буду, чем его прежний владелец, но даже если ушивать, ткани может не хватить, да ещё портнихе приплатить придётся. Восемь с половиной экю и ни денье больше.

Жанна: Жанна брезгливо поправляла на себе новое платье, серое, всё в заплатах. Когда старьевщик протянул ей три ливра, она молча приняла свои деньги. Взгляд продавца насторожил девушку, его глаза горели каким-то недобрым огоньком. От слишком ласкового и фальшивого тона, которым он предложил Жанне помыть полы в комнатах наверху, у девушки по спине побежали мурашки. Наивной дурочкой она не была, понимая, что вряд ли ей вернут платье лишь за уборку в лавке. Но вдруг вмешался незнакомец. Он быстро подошел к девушке и сунул ей монету. Жанна сначала не сообразила, машинально сжав монетку в кулаке, а затем, разжав ладонь, с изумлением заметила, что монета золотая. Не обратив внимания на то, что молодой господин почти приказал ей уходить, девушка, как зачарованная, смотрела то на тяжелую золотую монету, то на доброго юношу, который уже не обращал на неё никакого внимания и как ни в чем не бывало продолжал спорить со старьёвщиком о своей новой покупке. - Обижаете, сударь! Хорошая ведь вещь! Дайте хотя бы десять, за десять уступлю... - злобно пробормотал старьёвщик, с ненавистью глядя на заступника Жанны. Девушка, опомнившись, подошла к своему спасителю и легонько дотронулась до его рукава, желая привлечь к себе внимание. - Я и не знаю как вас благодарить, сударь. Вы спасли меня... - негромко сказала она, опасливо оглядываясь на старьёвщика.

Pierrot/Pierrette: – Десять пистолей? – самым недоверчивым тоном повторила Николь. В прошлый раз ей удалось сбить цену до одиннадцати, а значит, она уже предложила слишком много. – Милейший, если бы он весь был покрыт серебром, то и тогда он бы стоил меньше. Почувствовав робкое прикосновение, она обернулась. – Никто тебя ни от чего не спасал, глупышка, – с коротким смешком сказала она. – Эта шваль умеет только жульничать по мелочи. Вот, например, спорить готов, что половина здешней рухляди – ворованная. Включая, кстати, этот костюм. – Да что вы такое говорите, сударь! Я честный торговец, да кого хотите спросите! – Девять экю, – перебила Николь. – Это мое последнее слово. Или десять, за костюм и вон за то платье. Старьёвщик во все глаза уставился на выбранный ею наряд. Как человеку, не осведомлённому о том, чем она зарабатывала себе на жизнь, ему совершенно непостижимо должно было быть, зачем молодому дворянину понадобился праздничный убор местной крестьянки, однако он твёрдо решил не упускать случая нажиться: – Да сударь, тут одна юбка мне обошлась в два! – Даю девять за костюм и три за платье, – не терпящим возражений тоном отрезала Николь, и старьёвщик, явно не ожидавший такого подвоха от этого покупателя, попался в расставленные ему сети: – За платье – пять. – Ну и чёрт с ним. Несколько минут спустя, с заметно полегчавшим кошельком на поясе и свёртком оранжевого бархата подмышкой она оказалась на улице и только тут обнаружила, что девушка так никуда и не ушла. – Ты ведь местная? Подскажешь мне портниху подешевле?

Жанна: Стараясь больше не смотреть на старьёвщика, девушка, крепко сжимая в руке деньги, выскочила на улицу, вслед за незнакомцем. Она уже собралась попрощаться с молодым господином, но он опередил её, обратившись с вопросом. - Да, сударь, местная... Конечно здесь недалеко есть хорошая мастерская, вон там, за углом улицы! - девушка указала рукой по направлению к своему бывшему жилищу. - Только зачем вам куда-то ходить? Я с детства жила у портнихи и всегда помогала ей с заказами, поверьте, я очень неплохо шью! - воскликнула Жанна, умоляюще глядя на мужчину.

Pierrot/Pierrette: Несколько секунд Николь испытующе смотрела на девушку. – Душа моя, мне ведь не дырку на локте надо залатать, – с легкой снисходительностью проговорила она. – Тут настоящее мастерство нужно. Проводи меня к твоей портнихе, поговорим. На соседней церкви начали звонить к вечерне, и тут же, как по заранее условленному сигналу, заморосило. Николь нахмурилась. До спектакля оставалось не больше часа, а опозданий не терпят ни в одной приличной труппе.

Жанна: Жанна понимала, что незнакомец не верит в ее мастерство, и всеми силами пыталась убедить его в том, что он не прав. - Нет, сударь, прошу вас, мне нельзя туда идти! - воскликнула Жанна. - Но поверьте, если вы разрешите взяться за работу мне, то я выполню всё идеально и в кратчайшие сроки! Вот увидите, вы будете довольны моей работой! - девушка легонько удерживала молодого человека за рукав, боясь, как бы он не ушёл. - Скажите, что вам надо сделать.

Pierrot/Pierrette: – Нельзя? Николь осторожно высвободила свой рукав из цепких пальчиков девушки. Взявшись двумя пальцами за тулью шляпы, она слегка сдвинула её на лоб и чуть наклонилась вперёд, вперив в бледное личико проницательный взгляд прищуренных глаз. Несмотря на отсутствие костюма, товарищи по труппе тут же признали бы Мудрого Правителя, появлявшегося в последней сцене наиболее запутанных трагикомедий для того, чтобы прозреть истину и восстановить справедливость. – Что ты там натворила? Лавку подожгла?

Жанна: - Нет, сударь, конечно нет! Лавку я не поджигала, просто хозяйка обвинила меня в воровстве и выгнала из дома, хотя я жила у неё c раннего детства. Но я ничего не крала, правда! - поспешила заверить собеседника девушка. - Меня оклеветали, старшая мастерица всегда завидовала мне... - Жанна осеклась, настороженно глядя на молодого человека. - Я пыталась оправдаться, но меня никто даже не слушал. Надежды на то, что мужчина поверит ей, было крайне мало. - Может быть все таки согласитесь доверить мне эту работу? - осторожно спросила девушка, глядя на незнакомца.

Pierrot/Pierrette: – Немного же ты украла, если последнее платье приходится продавать. – В задумчивости Николь машинально вернула шляпу на прежнее место и указательным пальцем слегка приподняла подбородок девушки, пристально её разглядывая. – Может, и доверю. Подожди здесь и никуда не уходи. Перепрыгнув через протекавший у самых ног зловонный ручеек, она быстрым шагом направилась вниз по улице. Так и есть, чутьё не обмануло её: открывшаяся за поворотом площадь оказалась мощёной, а совсем рядом с портновской мастерской находилось ювелирная лавка. Краски на обеих вывесках не успели выцвести, а на поддерживавших их цепях не было и пятнышка ржавчины. Ничего не скажешь, богатый квартал, и вовсе не по карману бедной комедиантке. Дождь полил сильнее, и Николь поспешила обратно. Подхватив девушку под локоток, она повлекла её за собой. – Голодная?

Жанна: - Хорошо, я буду ждать вас здесь.- девушка кивнула. Она хотела спросить незнакомца куда он, но не успела. Мужчина, ловко перепрыгнув маленький ручеек на мостовой, зашагал к площади. Жанна с интересом смотрела ему вслед. Молодой человек вернулся скоро, подхватив Жанну под локоть, он повёл её за собой. - Да, сударь, очень голодная. - девушка вздохнула. - А куда мы идём? - после небольшой паузы полюбопытствовала Жанна, стараясь не отставать от молодого господина.

Pierrot/Pierrette: – К святой Радегонде. Знаешь там зал для игры в мяч, на улице Белого голубя? – На углу Соборной площади Николь остановила знакомого уже уличного разносчика, который без лишних слов обменял потертую беляшку на кусок ещё чуть теплого пирога с салом. – Ты когда-нибудь была в театре? Она разломила свою добычу на две приблизительно равные части, протянула одну своей спутнице и снова взяла девушку под руку.

Жанна: - Да, знаю. - Жанна ответила не сразу, потому что с удовольствием ела кусок пирога, которым угостил её молодой человек. Обычный пирог с салом, уже почти остывший, казался сейчас девушке самым вкусным блюдом на свете. Услышав вопрос о театре, Жанна бросила на своего спутника удивлённый взгляд. Она не понимала, почему незнакомец вдруг задал ей этот вопрос. - Я не раз видела представления, которые устраивали на площадях бродячие труппы. А почему вы спрашиваете?

Pierrot/Pierrette: – Потому что мы идём в театр. Смотри, куда прёшь, бездельник! Спешивший мимо водонос, который, уворачиваясь от колеса проезжавшей мимо телеги, чуть не задел их ведром, рассыпался в извинениях, но Николь уже тянула девушку дальше. К тому моменту, когда они добрались наконец до облупившегося деревянного здания неподалёку от церкви святой Радегонды, дождь промочил их насквозь, и комедиантка с облегчением толкнула покосившуюся дверь. В ноздри шибанул запах опилок и застарелого пота. Дальняя треть пустого зала была занята наскоро сколоченным помостом, чьим задником служило свисавшее с потолка широкое полотнище грубо раскрашенного холста, на котором была намалевана городская площадь. Увлекая за собой свою юную спутницу, Николь обошла сцену, приподняла потрепанную занавеску, и обе они оказались в маленькой сырой комнатушке, тускло освещенной одной-единственной свечой. За свечой висело потрескавшееся зеркало, а перед ней стоял высокий черноволосый человек в костюме военного покроя, кожаном колете и лихо заломленной набок шляпе. – Те же и Пьеро, – произнёс он, не оборачиваясь, всецело, казалось, поглощенный огромными чёрными усами, которые никак не хотели приклеиваться над его верхней губой. – А это ещё кто с вашей милостью пожаловали? – Тебя как зовут? – свистящим шепотом поинтересовалась Николь.

Жанна: Девушка с нескрываемым интересом осматривала помещение, в которое её привёл незнакомец. Всё, что она видела здесь, было для неё ново и непривычно. Пустынный зал, деревянный помост и даже маленькая каморка, в которую они зашли, казались такими необыкновенными и таинственными. На вопрос молодого господина Жанна ответила не сразу, её внимание привлёк человек, стоящий у зеркала. Она, закончив разглядывать комнатушку, теперь не отрываясь смотрела на мужчину, похожего на военного. - Жанна. А вас как? - девушка невольно тоже перешла на шёпот.

Pierrot/Pierrette: - Чудесно, это Капитан, а я Пьеро. А также Доктор, Коломбина и Дуэнья. - Николь бросила свою покупку на ближайший свободный стул, подошла к сотоварищу и забрала у него усы. – Стой спокойно, я приклею. Жанна была подручной в портновской лавке, пока хозяйкин муж ее в углу не прижал. Ну, она его по дурости кочергой приголубила, так что мы с ней договорились – она нам все штопает, латает, перешивает, а мы ее довезем до Шательро, у нее там тетка живет. Здесь её уже точно никто не наймет. - Слышали мы про эту тетку. - Подергав себя за усы и убедившись, что они не свалятся, Капитан недоверчиво оглядел Жанну. - Ты хотя бы знаешь, какой конец у иголки колется? Пошарив в рассохшемся сундуке, Николь извлекла на свет божий баул со своими костюмами и, отойдя в дальний угол, принялась стягивать насквозь промокший камзол.

Жанна: Жанна с удивлением оглядывала своего спасителя. Так значит он был актёром, хотя девушка приняла его за дворянина. Слыша выдуманную Пьеро историю своей жизни, Жанна еле сдерживала улыбку, но опровергать сказанное молодым человеком не стала, хоть и не понимала, зачем он врёт Капитану. Правда когда мужчина упомянул в своём рассказе тетку из Шательро, Жанна нахмурилась, но все равно решила не вмешиваться, лучше уж спросить обо всем потом. История, рассказанная актером, видимо заинтересовала Капитана. Хотя он почему-то не поверил в то, что девушка и в самом деле отлично шьёт. Его колкость совсем не смутила Жанну, она решила отвечать ему в том же полушутливом тоне. - А они оба колются, месье! - с беззаботной улыбкой сказала девушка.

Pierrot/Pierrette: - Ха! – Капитан в восторге хлопнул себя по бедру. – Ты слышал, Пьеро? Это надо использовать! - Слышала, - буркнула Николь, снимая шляпу и придирчиво разглядывая уныло обвисшее перо. – Только не сегодня вечером. Отложив шляпу в сторону, она пощупала чуть влажную сорочку и вытащила из баула просторный белый балахон. - Куда же это можно вставить? – повторил Капитан, задумчиво пощипывая накладной ус. – А у тебя, рыжая, губа не дура! Э, да ты совсем промокла! А у нас, как назло, в жаровне ни уголька. Дай ей своё платье, Пьеро. Ну то, с вырезом. - Пусть в дерево завернётся. – Николь ткнула пальцем в валявшийся у стены кусок холста, по ошибке прихваченный из фургона накануне вечером. – Платье мне для сцены на балконе нужно. - Слу-ушай! – Капитан отвлекся от неуклюжей шпаги в добрых пол-туаза длиной, которую привешивал к поясу. – Отдай ей платье. Пусть она на меня горшок выльет. А мне тогда не придётся бродить по сцене, пока ты в слугу переодеваешься. - В этом что-то есть. – Николь сощурилась и, отбросив балахон, в одной сорочке подошла к девушке. – Ты понимаешь, о чем речь?

Жанна: Пока Капитан и Пьеро предлагали друг другу идеи насчет введения Жанны в спектакль, девушка молча переводила взгляд с одного на другого. Она никак не могла свыкнуться с мыслью, что ей придется выйти на сцену. Но уйти, отказавшись, было нельзя, ведь тогда придется вновь бродить по улицам Пуатье без денег и в совершенном одиночестве. От раздумий Жанну отвлекли слова Капитана. Он просил её нового знакомого одолжить девушке свое платье. «Наверное в труппе очень не хватает актёров, поэтому Пьеро приходится иногда играть женские роли», - решила про себя Жанна. Но когда новый знакомый подошёл к девушке ближе, Жанна испуганно отшатнулась. Только теперь она заметила, что перед ней стоит совсем не мужчина. - Так вы... Вы не... - Жанна не могла подобрать слов, поэтому осеклась, продолжая смотреть на Пьеро взглядом, в котором читались испуг и изумление. На вопрос актера она ответила лишь коротким кивком.

Pierrot/Pierrette: В темных глазах Николь промелькнуло что-то почти страдальческое, тут же сменившееся ироничной усмешкой. – Я совсем не, – согласилась она, отходя от Жанны и начиная рыться в своем бауле. – Не мужчина, не женщина, не рыба, не мясо, ни то ни сё… – Ты только не слишком много об этом болтай, рыжая, – предостерёг Капитан. – Оно, конечно, мы, комедианты – пособники дьявола, и церковь на нас если смотрит, то только косо, но если какому-нибудь кюре взбредёт в голову невесть что… Был один случай… – Вот твоё платье, – перебила Николь, расправляя перед Жанной сначала тёмно-зелёную фланелевую юбку, а затем ярко-алый корсаж тонкого полотна. Прилагавшийся к нему корсет, умело перешитый и набитый тряпками, превратил бы в зрелую матрону даже мальчика. – Переодевайся. – Я помогу, – с готовностью предложил Капитан, прицепивший к тому времени свою шпагу, и потянулся к жанниной шнуровке.

Жанна: Жанна, внимательно смотревшая на Пьеро, уловила в её взгляде мимолётную грусть, которую та постаралась скрыть за насмешкой. Девушка опустила глаза, чтобы не смущать актрису. - Я никому не скажу! - пообещала она. Когда Пьеро показала Жанне костюм, в котором ей придётся выйти на сцену, девушка окинула его недоверчивым взглядом. Она никогда не носила такой яркой одежды, поэтому сразу поняла, что будет чувствовать себя неловко. Помощь Капитана Жанна приняла, хоть и с неохотой. Закончив переодевание и посмотревшись в зеркало, девушка совсем не узнала себя. Из зеркала на неё смотрела крепкая девица с весьма пышными формами - полная противоположность Жанны. - А вы уверены, что у меня получится? - спросила она, оборачиваясь. В голосе девушки слышалось сомнение.

Pierrot/Pierrette: Костюм Пьеро - просторная блуза и широкие штаны - не требует особых усилий. Николь завершила свой туалет намного раньше Жанны и, усевшись верхом на свободный стул, наблюдала за метаморфозой своей подопечной с откровенным интересом. Капитан, с трудом скрывавший довольную ухмылку, разглаживал складки, затягивал шнуровку, завязывал ленточки и всё это время болтал не переставая. Когда этот беспечный монолог зачем-то свернул к вопросам богословия, Николь перестала покачиваться на стуле и снова полезла в сундук. – Получится, конечно. Теперь надо мушку приклеить. – Капитан старательно расправил кружева, обрамлявшие почти непристойно глубокий вырез наряда. - Служанке? – Николь вернулась к зеркалу и быстрыми, уверенными движениями принялась покрывать лицо белилами. – Тогда дай румяна. – Про кочергу не забудь, Капитан, – по голосу Николь никак нельзя было понять, шутит она или говорит серьёзно. – Объяснил бы лучше, что ей делать придётся. На живом лице комедианта отобразилось что-то вроде снисходительности. – А чего объяснять-то? Смотри сюда, рыжая. Лестницу видишь? – Кивком он обозначил едва различимую в полутьме стремянку, стоявшую у самого задника. – Я буду петь. Схватив прислоненную к стене лютню, он ударил по струнам и затянул неожиданно приятным баритоном: – Пока зарю не пропоёт нам звонкий петушок, Я буду здесь стенать в ночи, Прекраснейший Цветок. Склони свой слух, любовь моя, к певцу сих дивных строк И в сердце для меня найди побольше уголок! Хоть кончик туфли покажи, хотя б ее мысок... – В хороший вечер он может долго скулить, - перебила Николь. – Но суть в том, что когда он дойдёт до слов "Венерин башмачок", ты откроешь окно и опрокинешь на него вон тот ночной горшок. Только смотри, сама на сцену не свались.

Жанна: Слушая объяснения Капитана, Жанна всё ещё расправляла складки своего костюма и отряхивала подол юбки, смущенно косясь на свое отражение в зеркале. Но когда актер запел, девушка отвлеклась и с восхищением посмотрела на мужчину, бархатный голос которого ей очень понравился. - Поняла, после слов "Венерин башмачок"... - повторила Жанна, как только Капитан закончил петь. - Я не свалюсь. - Кстати, а где же все остальные актёры? - спросила девушка, выдержав недолгую паузу. - Почему здесь больше никого нет?

Pierrot/Pierrette: Из зала донёсся скрип рассохшейся двери. - Сейчас все придут. Ты уверена, что не свалишься? – Взяв горшок, Николь зачерпнула воды из стоявшей в углу бочки. – Он не лёгонький, а лестница, скажем так, не слишком уверенно стоит на ногах. - Если свалится, обыграем. – Капитан также взял коробочку с белилами и повернулся к Жанне. – Там еще есть куплет про белоснежную грудь, так что лучше бы слегка подмазать. А то публика всегда смотрит. Выпачканная гримом рука решительно потянулась к корсажу начинающей комедиантки.

Belle Fleur: Занавеска, отделявшая зал от каморки, отодвинулась и пропустила внутрь светловолосую девушку в промокшем насквозь платье, липнувшим к ее ногам и бедрам. Бросив взгляд на пустую жаровню в углу, девушка изобразила на лице недовольную гримаску и без всякого смущения наклонилась, чтобы выжать мокрый подол. Однако при виде Капитана, занесшего измазанный белилами палец над корсажем юной девицы, в глазах у вновь прибывшей промелькнула лукавая усмешка. Она выпрямилась и, приняв вид строгий и озабоченный, обратилась к присутствующим: - Что я вижу? Не иначе как кто-то привел на заклание нового ягненка? Ну-ка, ну-ка, посмотрим…Капитан, я же просила не брать мои белила! Если вы вдруг возомнили себя живописцем и собираетесь написать на этом белоснежном холсте шедевр, воспользуйтесь лучше кармином. Она довольно бесцеремонно потянула Капитана за рукав и отобрала у него коробочку. Затем сделала круг вокруг незнакомки и остановилась перед ней, прижав палец к губам и явно о чем-то раздумывая. - Боже милосердный! – в притворном ужасе наконец воскликнула она и прижала руки к груди. Потом медленно добавила, продолжая пристально разглядывать юную гостью: – Бедная заблудшая овечка! Да знаешь ли ты, в какой вертеп попала? Она сочувственно покачала головой и, не говоря более ни слова, удалилась в угол комнаты, где и уселась на перевернутый вверх дном маленький бочонок. Не обращая больше никакого внимания на присутствующих, девушка вытащила гребешок и принялась распутывать и расчесывать свои прекрасные золотистые пряди, слегка потемневшие от влаги.

Жанна: Жанна, возмущенная поведением Капитана, даже не успела сказать слов протеста, как на пороге появилась белокурая девица в промокшем насквозь платье. Незнакомка тут же избавила Жанну от помощи Капитана, отобрав у него баночку с белилами, за что девушка была ей очень благодарна. Воспользовавшись замешательством мужчины, она быстро отошла от него на несколько шагов. Когда незнакомка подошла к ней и осмотрела, обойдя кругом, Жанна почувствовала себя очень неловко. Она покраснела и опустила глаза, но девица, казалось, даже не заметила этого. Тон, которым обращалась к ней незнакомка, показался Жанне насмешливо-снисходительным и это было не очень приятно, но слова актрисы девушка нашла справедливыми. Так и есть, она, словно заблудшая овечка, шагнула в этот незнакомый мир театра, испугавшись нужды и одиночества. «Видимо она - первая красавица труппы» - подумала Жанна, исподлобья глядя на актрису, которая, устроившись в углу комнаты, стала приводить в порядок свои роскошные волосы. - Меня зовут Жанна. Я буду играть небольшую роль в сегодняшнем спектакле.

Pierrot/Pierrette: Если бы белокурая красавица обратила внимание на Николь, то она заметила бы, что при упоминании белил молодая женщина смутилась и бросила на Капитана красноречивый взгляд. Тот, ничуть, казалось, не обеспокоенный полученной им выволочкой и явным возмущением Жанны, неторопливо вытер палец какой-то тряпкой и подошел к стремянке. – Самомнения то, самомнения! – снисходительно сказал он. – Душенька овечка, ты бы хоть слазила посмотреть, что от тебя требуется. Ты что думаешь, там наверху настоящее окно? – Он прав. – Николь, старательно прорисовывавшая себе брови домиком, на мгновение отвернулась от зеркала. – На сцену с балкона можешь падать сколько хочешь, но поднимать грохот за сценой… может, лучше просто раздобыть тебе иголку и нитки? Белль, у тебя не найдётся?

Belle Fleur: -Может и найдется, Пьеро, но только в обмен на что-нибудь съедобное, - ответила Белль, вставая со своего импровизированного стула и подходя к облезлому буфету. Она открыла дверцы и окинула голодным взглядом пустые полки. - У меня с самого утра маковой росинки во рту не было, а тут снова хоть шаром покати: ничего, кроме куска сыра и пары глотков анжуйского, – с досадой сказала Белль и в подтверждение своих слов вытащила из глубины буфета основательно заветрившийся кусок сыра и бутылку, заткнутую плотно скрученным обрывком бумаги. -Обед, достойный бродячих комедиантов и церковных мышей! Ваше здоровье, судари и сударыни! - торжественно провозгласила она. После чего вытащила из бутылки бумажную затычку, сделала добрый глоток прямо из горлышка и поставила ее на стол, жестом приглашая Жанну отведать актерских разносолов. - Так значит, ты из наших? - рассеянно пробормотала молодая актриса, вернувшись к прерванной теме вечернего спектакля и не выказывая особого удивления словами гостьи. – И уже, как я понимаю, имела счастье познакомиться с сиятельным Герцогом? У него ведь сегодня выход в третьем акте, или я снова перепутала комедию с фарсом? – добавила Белль, ни к кому не обращаясь напрямую. -Ох, если я сию минуту не сниму эту мокрую тряпку, то подхвачу лихорадку или потеряю голос, – вдруг воскликнула она. - Капитан, вы у нас мастер превращать вино в воздух и распутывать шнуровки. Помогите мне расшнуровать платье, очень вас прошу. Капитан промолчал в ответ на столь любезное признание его талантов и остался там, где и был, по-прежнему держа наготове стремянку для юной гостьи. Белль не стала повторять приглашение, а только усмехнулась и начала безуспешное сражение с намокшей шнуровкой.

Жанна: - Нет, я не хочу. - после куска пирога, съеденного по дороге, девушка была не голодна, к тому же ей не хотелось обделять актрису, которая с утра ничего не ела. - Спасибо. Жанна вздохнула, глядя на скудный обед комедиантки. Видимо здесь тоже придется терпеть нужду, но зато она будет не одна, а в компании, будет крыша над головой. Хотя то, что теперь ей придётся жить среди актёров, тоже начинало немного волновать девушку, ведь судя по обращению с ней Капитана, нравы у них довольно вольные. - Не свалюсь и шума поднимать не буду! - чуть обижено ответила Жанна, обращаясь к Пьеро и Капитану. - Нет, я не актриса, я раньше работала в лавке у портнихи. - девушка снова перевела взгляд на комедиантку. - А с Герцогом я не знакома. Меня только что прив... - Жанна осеклась, не зная в каком роде говорить о Пьеро. - Я только что пришла сюда с Пьеро. - быстро поправилась она.

Pierrot/Pierrette: Мазок кармина вокруг рта сообщил набелённому лицу Николь совершенно иное выражение, разом превратив ее в оторопело разглядывающего мир олуха. Завершив перевоплощение изрядно помятой шляпой, вызывающей в памяти шутовской колпак, она направилась к Жанне, по пути положив перед Белль принесенный с собой кусок пирога, и остановилась перед бывшей портнихой, скрестив руки на груди и широко расставив ноги в позе, которая никак не позволяла заподозрить в ней женщину. - Послушай, ты, невинное создание! – снисходительно-высокомерным тоном произнесла она. – Не знаю, что ты себе напридумывала, но бродячая труппа это не то место, где можно раздвинуть ножки и сложить ручки. Ты думаешь, что Капитан хочет загнать тебя на эту стремянку, чтобы заглянуть тебе под юбку, и ты, скорее всего, права. Но посуди сама: если бы я явилась к твоей портнихе и сказала, что прекрасно шью, разве она доверила бы мне платье своей лучшей заказчицы? Никто из нас не считает зазорным прорепетировать сцену хотя бы раз. А ты пойди займись чем-нибудь полезным. Капитан, к которому была обращена последняя реплика, пожал плечами, не двигаясь с места. Несколько мгновений они мерились взглядами, затем комедиант хмыкнул. - Какие мы нежные! Подойдя к зеркалу, он взял заточенный уголек и с видимым тщанием принялся пририсовывать себе сросшиеся на переносице брови. По ту сторону задника одна за другой начали зажигаться свечи, и по лицам побежали причудливые тени. Николь повернулась к Белль, разом утратив резкую уверенность движений. - Я помогу, – полувопросительным тоном предложила она.

Belle Fleur: - Как?! – с деланным негодованием воскликнула Белль и смерила Пьеро с ног до головы недоумевающим взглядом, - разве вы, сударь мой, еще не испытали должным образом способности своей протеже? Что скажет Герцог, когда узнает, что мы ввели ее в спектакль, не проверив загодя, умеет ли она принимать правильные позы? Но вообще-то меня не удивляет твоя рассеянность - снова переходя на фамильярный тон, заметила она, подходя к Пьеро вплотную и касаясь пальчиками его губ: -Смотри-ка, вот тут и тут немного размазалось…стой спокойно, сейчас сотру лишнее. Исправив погрешности в гриме, Белль повернулась к Простаку спиной, чтобы объяснить Жанне, что ее ожидает: - Не обижайся, милая Жаннет, но мы просто обязаны испытать тебя. Хоть ты и хорошенькая как пасхальная картинка, но этого мало. Актерское ремесло, помимо красивой внешности, требует кое-какого дарования и изрядного опыта. Капитан! Подыграйте мадемуазель, прошу вас. А вы, милый Простак, - приказала она Пьеро, подавляя смешок,- окажите-ка помощь, которую только что так любезно предложили: побудьте суфлером и подсказывайте Жаннет нужные реплики. Я, с вашего позволения, посижу вот тут, изображая в одном лице взыскующую публику и сиятельного Герцога. Белль выдвинула из угла бочонок и заняла свое зрительское место, упершись локтями в колени и подперев ладонями посерьезневшее лицо. -Приступайте же, дети мои! – проговорила она и степенно кивнула. Но при этом по-дружески подмигнула суфлеру, как бы уверяя, что его юной протеже ничего не угрожает, и испытание пройдет успешно. На этот раз Капитана не пришлось просить дважды: он схватил лютню, и, устремив на Жанну пламенный взор, запел своим волнующим бархатным голосом: - Когда бы мы, краса моя, в тот лес пошли, орехов сколько хочешь мы бы там нашли… Когда б у нас, краса моя, была бы печь, тогда горячие блины могли бы мы испечь… Когда бы мы, краса моя, пошли в зеленый сад, до поздней ночи петь с тобой я был бы очень рад… И мы бы песни эти пели вдвоем с тобой, меня совсем заворожила ты своей красо-о-ой!

Жанна: - Как вам угодно, господа. - Жанна сдалась пол натиском актёров, мысленно упрекая себя за то, что не отнеслась серьёзно к первому заданию. Девушка, смерив взглядом лестницу, неуверенно поставила ногу на первую ступень. Поднявшись ещё выше, Жанна оглянулась и с недоверием взглянула на Капитана, вспоминая слова Пьеро. Но актёр в этот момент совсем не смотрел на девушку, он опустил глаза и сосредоточил свое внимание на струнах лютни. Осмелевшая Жанна поднялась выше, стараясь производить как можно меньше шума. Забравшись наверх стремянки, она вопросительно посмотрела на Пьеро, ожидая подсказки.

Pierrot/Pierrette: Николь, то ли оскорбившись тем, что Красавица отвергла её подношение, то ли желая показать, что успех и провал юной дебютантки ей равно безразличны, отвернулась и принялась вытаскивать из своего баула новые перемены костюма: изрядно потрёпанную чёрную докторскую мантию, пюсового цвета робу дуэньи и наконец отделанное мехом полосатое платьице с прицепленным сзади серым хвостом, в котором ей предстояло изображать невесть как затесавшуюся в фарс кошку. Однако на очередной фиоритуре Капитана её терпение, похоже, лопнуло, и, отшвырнув накладной шиньон, изображавший торчащие уши, она стремительно шагнула к заднику. – И что ты собираешься там делать без ночного горшка? – едко потребовала она и, даже не глянув на Жанну, тут же перенесла огонь на Капитана: – А ты, друг мой, не будь ослом и не путай девчонку, она с этим сама справится! – Что за омерзительные звуки терзают мой утончённый слух? Даже несмазанные колёса кареты с живыми мышами вместо рессор не могли бы скулить жалостливее! Появившийся в каморке комедиант, произнёсший эти слова чарующе грустным голосом, снял шляпу, отбросил промокший плащ и оказался необыкновенно привлекательным молодым человеком лет двадцати пяти. Задержавшись подле Белль, он небрежным жестом взял пирог. – Красавица моя, вы так же добры, как и очаровательны! Я благословляю ваше милосердие к изголодавшемуся гаёру.

Belle Fleur: На замечание Пьеро Белль отреагировала с самым серьезнейшим видом: -Действительно, задник и горшок подходят друг к другу как две ноты и вместе составляют на редкость благозвучный аккорд. Она отобрала лютню у Капитана и извлекла из ее струн пронзительную приму, ничем не уступающую визгу бродячей кошки, чей костюм только что извлек из своего баула ее товарищ по сцене. Появление нового участника импровизированной пьесы тоже не осталось незамеченным: - Ах, милый Леандр! – воскликнула актриса предостерегающим тоном, в то же время призывно улыбаясь красавцу, уже вонзившему свои белые и крепкие зубы в пирог. - Благодарите не меня и поберегитесь! Это лакомство прислала Дуэнья, а вам, наверное, известно, что нет на свете ничего более черствого, чем позавчерашняя выпечка и усохшая от прожитых лет ханжа. С этими словами Белль отвернулась от голодного героя-любовника и быстро подошла к баулу Пьеро. -Ну что это такое! – с досадой сказала она, приподнимая робу дуэньи за потертый край кончиками пальцев - С такими пышными костюмами, Пьеро, ты так и останешься на вторых ролях. Взгляни на Леандра: вот кто умеет подать товар лицом! - Жаннет, голубушка, - подозвала она гостью, как будто позабыв о том, что испытание не состоялось. – Ты ведь мастерица перелицовывать старые вещи? У меня есть премилое платье, которое мне уже не нужно, надо будет только удлинить подол и надставить рукава. В следующем месяце мы будем играть «Царицу Савскую» и я упрошу Герцога отдать главную роль Пьеро. -Ты будешь неотразим в новом наряде, мой друг, - тихим голосом закончила она свой монолог и вернулась к герою-любовнику, намереваясь продолжить с ним разговор.

Жанна: Жанна наблюдала за появлением нового лица сверху. Она не знала, слезть ей с лестницы за горшком или оставаться наверху, поэтому решила молча сидеть, пока кто-нибудь из присутствующих к ней не обратится. Только что вошедшего молодого человека девушка нашла очень красивым и, представив как она глупо выглядит сидя на стремянке в этом зелёном платье, которое увеличивает её раза в два, притаилась наверху, стараясь остаться незамеченной. Просьба белокурой актрисы вызвала у девушки радость. Наконец-то её попросили сделать то, что она действительно умеет. Ей придётся шить, а не лазить по стремянкам и не скидывать горшки под чьи-то песни. Жанна, отбросив всё стеснение, которое она испытывала наверху, одним мигом соскочила с лестницы и подошла к актрисе. - Я к вашим услугам, сударыня. Покажите мне одежду, которую надо перешить. И я с радостью возьмусь за дело!

Pierrot/Pierrette: Нужно было обладать совершенно фантастической наивностью, чтобы не заметить насмешки в словах Красавицы, и всё же едва ли не половину её монолога лицо Николь сохраняло растерянно-недоумевающее выражение, полностью совпадающее с её ролью. Наложенный ею слой белил не сумел однако полностью скрыть вспыхнувший на её щеках жаркий румянец, когда, закусив губу, она отвернулась и молча принялась развешивать по стульям свои костюмы с тем, чтобы предстоящие ей по ходу пьесы переодевания отняли у неё наименьшее время. – Моя нижайшая благодарность достойнейшей даме труппы! – Леандр, в жизни, как и на сцене, очаровывавший женщин и выводивший из себя мужчин, в обычное время поддержал бы Белль с куда большим жаром, если бы слово "Дуэнья" не выбило его из привычной колеи. – А что это за не спящая ещё красавица, мечтающая о иголке вместо веретена? – Маленькая недотрога, которую Пьеро хочет отвезти в Шательро. – Капитан вкратце повторил для Леандра рассказанную Николь байку. – Коломбину она нам не заменит. – Лиха беда начало. У меня, кстати, тоже есть камзол, который надо ушить, и почти не початая штука бархата. – Молодой человек подарил девушке очаровательную улыбку и повернулся к Белль. – Как вы думаете, о восхитительнейшая из красавиц, снизойдёт ли его светлость к нашей общей мольбе?

Belle Fleur: От Белль не укрылся румянец, проступивший на личике Николь даже сквозь слой белил. -Что с тобой, милая моя? – с преувеличенной заботой в голосе воскликнула она, впервые за вечер обращаясь к Николь в женском роде. Она быстро подошла к девушке и приложила руку к ее лбу. – Ты вся горишь, дорогая Пьеретта! Уж не заболела ли ты? Присядь, а я попрошу Капитана сбегать за вином в соседнюю лавочку. Подогретое вино – лучшее лекарство от простуды. Заодно отпразднуем пополнение в нашем дружном семействе! Она поманила Капитана, и когда он послушно подошел, протянула ему несколько мелких монет, которые достала из мешочка, висевшего у нее на поясе. Бросив пламенный взгляд на Жанну, актер подкрутил свой фальшивый ус и, громко насвистывая, удалился выполнять поручение. - Вы, Леандр, правы как всегда, - продолжала Белль, посылая герою-любовнику нежный взгляд. - Всем известно, что я обделена талантом управляться с иголкой и ниткой. Шить-то я шью, но потом приходится по сто раз все переделывать и перелицовывать. И также верно то, что нам как воздух нужна субретка: бедная Пьеретта окончательно истощит все силы, если будет и дальше переодеваться по нескольку раз за вечер. Герцога я беру на себя, - уверенным тоном заключила она. -Жаннет, - обратилась актриса к своей новой товарке, - надо бы выбрать тебе сценическое имя. Мы, актеры, предпочитаем брать названия из царства Флоры – на какую труппу ни взгляни, увидишь цветник, в котором произрастают Бельрозы и Бельфлеры, Префлери и Флоридоры - принялась она перечислять имена известных актеров и вдруг звонко рассмеялась: - Надо же как: ты носишь имя славной Орлеанской Девы, а я – раскаявшейся блудницы*. Скромница и Распутница… весьма выигрышные роли, если взяться за них с умом, правда, Пьеро? На этот раз Белль одарила Пьеро ослепительной улыбкой, которая могла бы растопить даже камни на булыжной мостовой. Однако при этом глаза ее выражали нечто совершенно иное: жестокое наслаждение сытой кошки, которая сцапала мышь и готовится наиграться с ней вдоволь. *Мадлена – вариант имени Магдалина.

Жанна: Жанна проводила Капитана настороженным взглядом и, радуясь тому, что он ушёл, посмотрела на молодого актёра, который сделал ей комплимент. Смущение вернулось к девушке, но она, преодолев его, одарила комедианта скромной улыбкой. - Я не знаю, какое имя выбрать, если вы поможете мне, то я буду очень благодарна! - растерянно ответила девушка белокурой актрисе, которая предложила ей на выбор столько имён. По правде сказать, Жанна не очень хотела менять своё имя. Ей непривычно было обращение по прозвищам, но раз у актёров так принято, спорить она не станет. Зато, раз ей уже предлагают выбрать себе псевдоним, за неё точно будут просить у какого-то Герцога, о котором говорил молодой актёр. Наверное этот Герцог и был директором труппы.

Pierrot/Pierrette: Николь молча оттолкнула руку Красавицы и продолжала заниматься своим делом. Только совершенно окаменевшее лицо указывало на то, что это безразличие притворно. - Оставайся Жанной, - неестественно ровным голосом посоветовала она, ставя у стула с пюсовым платьем пару огромных и чрезвычайно уродливых башмаков на высоченном каблуке. Владей она собой чуть лучше, она, возможно, и намекнула бы девушке, что цветочное имя может превратить ту в соперницу Белль, указав на намерение занять роль первой красавицы труппы. - Пойду проверю зал. Избранный ею повод удалиться был не таким надуманным, как могло показаться: мужлан, нанятый труппой на роль швейцара, запросто мог позабыть расставить на сцене стулья для дворян познатнее или не снять со свечей нагар. - Никто не помешает тебе сменить имя потом, о юная фея иголки, - согласился Леандр, дожёвывая пирог. В свою очередь порывшись в сундуке, он подошел к зеркалу, помахивая огромной пуховкой. – Что бы я не дал, чтобы обладать твоей белоснежной кожей, Белль! Николь задержалась на пороге каморки, чтобы добавить: - Переодевания меня не утомляют. Но если Жанна не играет, то я хочу получить свое платье назад.

Belle Fleur: На замечание Леандра актриса только усмехнулась: - Не завидуйте моей коже, дорогой Леандр, лучше представьте, какою она станет двадцать лет спустя и успокойтесь. К тому же, - прибавила она со значением, - не кожа – главное украшение мужчины. Белль призадумалась и даже как будто немного опечалилась, рисуя себе картины будущих разрушений, которые нанесет ее красоте безжалостное время. На несколько мгновений в приюте комедиантов повисла полная тишина. -А, вот и Капитан! – прервала свои раздумья и общее молчание Белль. – Вот наш спаситель! Сейчас он накормит толпу голодных актеров пятью черствыми хлебцами и утолит их жажду одной-единственной бутылкой вина! Когда вино было розлито, а пышный каравай поломан на душистые ломти, актриса подняла свой стакан и, любуясь рубиновой влагой на просвет, с воодушевлением воскликнула: -За тебя, Жанна! И за твои будущие успехи! Эпизод завершен



полная версия страницы